Примерное время чтения: 16 минут
373

Дальний Восток: о привилегиях и перспективах

COVID-19 внёс свои коррективы буквально во всё. Коснулось это и планов по развитию Дальнего Востока. Тем не менее в Правительстве РФ свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Так как же ДФО будет жить дальше? Об этом в эксклюзивном интервью с министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым.

Когда меньше лучше, чем больше

– Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинофрм»: Алексей Олегович, вы уже год работаете в должности министра. Как изменилась работа министерства и какие новые задачи и проекты появились?

Алексей Чекунков: Изначально задан высокий темп работы. Поставленные президентом и Председателем председателем Правительства правительства задачи направлены, в первую очередь, на повышение качества жизни дальневосточников. При этом все проекты и программы, которые реализует министерство и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, сегодня связаны между собой в единую систему.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

В частности, мы продолжаем работу, направленную на ускоренное развитие экономики. Действует и непрерывно усовершенствуется система поддержки инвестиционных проектов. В этом году в десять раз – с 5 млн до 500 тысяч рублей – снижен минимальный объем инвестиций, необходимый предпринимателям для получения статуса резидента свободного порта Владивосток. Сегодня уже более 2 тысяч компаний малого и среднего бизнеса реализуют проекты в этом преференциальном режиме. Уверен, что после снижения минимального порога инвестиций круг предпринимателей, которые захотят воспользоваться этим механизмом государственной поддержки, расширится.

 Насколько стабильны сейчас темпы развития?

– Всего на территориях опережающего развития и свободного порта реализуется более 2,6 тысячи проектов. Создается 200 тысяч новых рабочих мест, 86 тысяч уже созданы, 441 новое предприятие введено в эксплуатацию. В развитие новых бизнесов вложено более 2,1 триллиона рублей инвестиций. Динамика такова, что в 2024 году эти показатели вырастут почти вдвое. В 2030 году накопленный объём вложенных инвестиций в проекты с господдержкой составит 11 трлн рублей, будет создано 360 тысяч новых рабочих мест и введено более 4 тысяч новых предприятий. В этом году Дальний Восток лидирует среди федеральных округов по темпам инвестиций: в январе – сентябре прирост составил 21%. Это почти в три раза выше среднероссийских показателей. Серьёзный вклад внесли масштабные проекты по добыче полезных ископаемых – золота, природного газа, угля, меди, свинца, цинка, развитии газохимической промышленности, логистике.

Людям нужна комфортная жизнь

– Однако одними бизнес-проектами развитие Дальнего Востока не заканчивается. Министерство решает и много социальных задач.

– Естественно, помимо инвестиционных, долгосрочных вложений в экономику, реализуются проекты в социальной сфере. По программе развития центров экономического роста «Единая субсидия» в этом году построены 6 новых больниц, в том числе диагностическая поликлиника в Артёме и детская поликлиника в Большом Камне. Это Приморский край. В Забайкалье появилось 11 фельдшерско-акушерских пунктов. Открыты две новые школы в Бурятии и на Сахалине, современные физкультурно-спортивные комплексы в Приморье, Магадане, дома культуры в Бурятии, Забайкалье, на Сахалине и в Еврейской автономной области. Десятки объектов социальной и коммунальной инфраструктуры отремонтированы. Закуплено новое оборудование для учреждений здравоохранения, образования. Приобретены квартиры для медиков и педагогов. Всего по этой масштабной программе, объём которой превышает 101 млрд рублей, строится, реконструируется, ремонтируется более 1500 различных объектов социальной сферы.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

Одним из приоритетных направлений нашей работы является развитие школьного, профессионального и высшего образования. В этом году мы совместно с профильными ведомствами выработали новые подходы, направленные на повышение качества образования, улучшение успеваемости школьников и студентов, на раскрытие талантов. Наша цель – связать все элементы системы образования в единое целое. Пока такая связка, к сожалению, зачастую разрывается. Почти каждый второй школьник, обучающийся на Дальнем Востоке, поступает в вузы, расположенные не на территории ДФО. И это одна из причин оттока населения с Дальнего Востока – ведь вслед за школьниками нередко уезжают и родители. Далеко не все, кто получил диплом в других регионах, возвращаются на Дальний Восток. Видим своей важнейшей задачей прервать этот тренд. Будем создавать на Дальнем Востоке новую образовательную инфраструктуру. Первые шаги уже намечены. Новый кампус появится на территории Дальневосточного федерального университета в Приморском крае, будет построен межвузовский кампус в Хабаровске.

Раз уж мы затронули тему образования, то нельзя не сказать и о демографии – целый ряд предложений, направленных на улучшение демографической ситуации, обсуждался на Восточном экономическом форуме. Мы считаем, что эффективным инструментом должно стать стимулирование рождений третьего и последующих детей. Этот подход оправдал себя как в мире, так и в некоторых регионах Дальнего Востока. Например, на Сахалине. С учётом бюджетных ограничений рассматриваем возможность реализации проекта на первом этапе в пилотном режиме в Приморском крае – самом населённом регионе Дальнего Востока.

На что потратят миллиарды?

– Как это часто бывает, главным камнем преткновения для многих полезных инициатив становятся бюджетные ограничения. Удалось ли добиться увеличения объёма средств, выделяемых Дальнему Востоку из федеральной казны?

– Всего на реализацию госпрограммы развития Дальнего Востока в федеральном бюджете на 2022–2024 годы предусмотрено более 158 млрд рублей. Выделены дополнительные 9,46 млрд рублей на финансирование программы «Единая дальневосточная субсидия». На 15,5 миллиарда рублей увеличены средства на создание инфраструктуры в ТОР в связи с возрастающим количеством инвестиционных проектов в этом преференциальном режиме. В несколько раз увеличен объём средств, предусмотренных для субсидирования процентной ставки по льготным кредитам для резидентов ТОР и свободного порта Владивосток. Мы намерены повысить эффективность реализации этой программы – ограничить сроки, на которые выделяется льготный капитал, при этом увеличить объёмы поддержки. В качестве основного партнёра по реализации этой программы рассматриваем группу ВЭБ.РФ. Всего на субсидирование процентной ставки из резерва планируется дополнительно выделить 15,5 млрд рублей. Этот механизм позволит сформировать портфель новых проектов объёмом до 200 миллиардов рублей. Эти новые проекты, в свою очередь, создадут новые рабочие места, новые налоговые поступления в бюджет, что позволит повысить качество жизни дальневосточников.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

Масштабы накопленных на Дальнем Востоке ещё с советского периода проблем, особенно в части социальной инфраструктуры, таковы, что объём выделяемых на их решение бюджетных ассигнований всегда будет отставать от потребностей. Поэтому важно привлекать внебюджетные источники. Для этого мы активно внедряем механизмы государственно-частного партнёрства, которые позволяют использовать ограниченные бюджетные средства как рычаг для привлечения частного капитала. В этом году стартовал механизм «Дальневосточная концессия». Министерство выступает от имени государства, гарантируя частным инвесторам возврат капитальных вложений на горизонте 10–15 лет. Сегодня в работе уже 35 концессионных проектов общим объемом 270 млрд рублей. Это широкий диапазон объектов – от детских лагерей отдыха в Хабаровском крае до строительства дорог и новых населённых пунктов для обеспечения развития крупных предприятий в Забайкалье и на Чукотке. Целевой объём проектов по данному механизму – 500 млрд рублей до 2024 года, и это всё средства частных инвесторов. В дальнейшем государство будет расплачиваться за эти инвестиции уже из новых налоговых поступлений, возникших от реализации соответствующих инвестиционных проектов.

Незаметная, но нужная работа

– После ВЭФ был принят ряд решений, которые должны положительно повлиять на жизнь дальневосточников. Какие изменения уже наступили?

– Целый ряд важных решений был принят в части повышения доступности авиасообщения. Проделана большая работа, и уже заметны её результаты. Мы живём в самой большой стране мира – это привилегия и одновременно вызов. В этом году правительство расширило программу по субсидированию авиаперевозок по магистральным направлениям – из ключевых городов Дальнего Востока в Москву и Санкт-Петербург. На субсидирование билетов для льготных категорий дальневосточников в 2021 году было выделено более 4 миллиардов рублей. На 2022 год предусмотрено еще 4,2 млрд рублей. При этом прорабатывается механизм автоматического субсидирования – цель этого нововведения в том, чтобы обеспечить ритмичность финансирования программы, исключить возникающие в ней паузы. На субсидирование авиаперелётов жителей Дальневосточного федерального округа за периметром льготных категорий в бюджете предусмотрено дополнительно около 6,5 млрд рублей. Это почти на 20% больше, чем в этом году.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

Ещё одно стратегическое направление – повышение доступности межрегиональных и местных авиаперевозок. В этом году на субсидирование перелётов по первым 20 социально значимым маршрутам единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» с августа было направлен 1,23 млрд рублей. В 2022 году количество социальных маршрутов возрастёт до 36, на их финансирование из федерального бюджета выделяется 5,9 млрд рублей. Это существенный вклад в повышение доступности авиаперелётов. Например, сегодня на рейсы «Авроры» билеты стоят от 2,2 тысячи до 11 тысяч рублей в одну сторону, в зависимости от маршрута. Расширение маршрутной сети позволило открыть новые направления и сократить время на перелёты. Например, раньше из Петропавловска-Камчатского до Южно-Сахалинска можно было добраться минимум за 6 часов – из-за транзита через Владивосток или Хабаровск. Теперь время в полёте прямым рейсом составляет 2,5 часа. Из Петропавловска-Камчатского до Анадыря надо было лететь через Москву. Зачастую такая поездка отнимала до 30 часов. Сегодня добраться с Камчатки до Чукотки можно за 3,5 часа.

Ещё один важный эффект работы по развитию межрегиональных авиаперевозок – повышение туристической привлекательности региона. Существенно расширяются возможности для путешественников, которые уже могут открыть для себя гораздо больше красивых локаций Дальнего Востока, удалённых от региональных центров, добраться до которых раньше было нетривиальной задачей.

Проект мирового значения

– Северный морской путь на слуху у всего мира. Когда проект перейдёт в активную фазу реализации и какие плюсы ждут жителей Арктики и ДФО?

– Этот проект уже в активной стадии реализации. Усовершенствована арктическая законодательная база. У Арктики появилась преференциальная оболочка, разработанная с учётом опыта Дальнего Востока и откалиброванная под характерные для региона виды деятельности. С 2020 года в Арктической зоне начали реализовываться первые инвестиционные проекты, сегодня их уже 338. Объём инвестиций по соглашениям – 1,1 трлн рублей. Многие из этих проектов внесут существенный вклад в увеличение грузопотока по Севморпути, в превращение этого маршрута в глобальный транспортный коридор. Сегодня транспортировка грузов по СМП занимает на 8 суток меньше, чем по Южному морскому пути, проходящему через Суэцкий канал. Несмотря на объективные сложности, связанные с ледовой обстановкой, необходимостью создания вспомогательной портовой, железнодорожной, аварийно-спасательной инфраструктуры, востребованность Северного морского пути растёт. Грузопоток превысил максимальные советские показатели в 5 раз и составил 33 млн тонн в 2020 году. В следующем году планируется запустить субсидируемые государством регулярные каботажные перевозки, которые в том числе обеспечат доставку рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны. В 2023–2024 годах откроется круглогодичная навигация в высоких широтах.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

В этом году внешнеторговый оборот Дальневосточного федерального округа увеличился на 48%. Почти 62% товарооборота приходится на Китай. Уверен, что в стремительно меняющейся конфигурации мировой логистики Дальний Восток может стать одним из ключевых хабов на глобальной логистической карте, консолидируя товарные потоки из стран Азии и предоставляя услуги по транзиту товаров в Европу. Появление такого хаба позволит не только снизить издержки, но и обеспечитьнадёжность цепочек поставок, устойчивость всей системы к внешним рискам. Перспективность и востребованность инвестиций в развитие портов и железнодорожных маршрутов на восточном и арктическом направлениях уже ни у кого не вызывает сомнений.

От идеи к воплощению

– Как вы сами оцениваете результаты этого года и какие проекты и планы на 2022-й?

– В этом году мы запустили ряд принципиально новых механизмов, которые позволят ускорить темп создания новой инфраструктуры на Дальнем Востоке, а значит, привести к повышению качества жизни и благополучия дальневосточников. Это не только «Дальневосточная концессия». Ещё одна новация – программа «Дальневосточный квартал», призванная ускорить развитие жилищного строительства. Строить больше – это единственный способ сделать жильё доступным. Программа льготного ипотечного кредитования, реализуемая на Дальнем Востоке, подстегнула спрос на жильё, сделала локальные рынки привлекательными для застройщиков. За два года более 30 тысяч семей с помощью льготных кредитов под 2% годовых улучшили жилищные условия, каждая вторая квартира в новостройках приобретается с помощью льготных кредитов. На Дальний Восток вышли несколько крупных федеральных девелоперов. В 2018 году в ДФО вводилось 1,8 млн кв. м жилья в год. В этом году мы выходим на 2,5 млн кв. м в год. Но для того, чтобы выполнить поставленные в указе президента задачи по росту обеспеченности жильём дальневосточников, к 2024 году надо строить 3,3 млн кв. м в год.

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

Для решения этой задачи реализуется целый комплекс мер, одной из которых является программа «Дальневосточный квартал». Она реализуется во всех регионах. Мы берём большие участки земли, «накрываем» их режимом территории опережающего развития, повышая экономическую эффективность девелоперских проектов. За счёт государственных средств подводим инфраструктуру и разыгрываем площадки среди застройщиков. Побеждает компания, которая даёт максимальный процент жилья для социальных нужд и выдерживает при этом строгий стандарт качества жилья. «Дальневосточный квартал» – это синоним высокого качества городской среды с благоустроенными дворами, развитой социальной инфраструктурой, современными архитектурно-планировочными решениями. Этот же механизм будет задействован в проектах развития крупнейшей агломерации макрорегиона – Большого Владивостока.

– Кроме того по поручению президента России вы запускаете масштабную программу реновации 25 ключевых городов Дальнего Востока.

– Да, уже началась разработка мастер-планов: каждый город сформулирует свою уникальную миссию и главную проблему, которую вместе будем решать, задействуя весь набор мер федеральной поддержки. Новые мастер-планы городов представим на ВЭФ в сентябре 2022 года. Мы поставили перед губернаторами и главными архитекторами задачу сделать эту работу максимально практически ориентированной – предлагать решения, которые не только дадут эффект в долгосрочном периоде, но и позволят достичь быстрых побед в городах Дальнего Востока, подарят жителям новые дворы, парки, благоустроенные набережные, детские и спортивные площадки. В частности, в рамках этой работы реализуем программу создания 1000 дворов, предложенную Юрием Петровичем Трутневым осенью этого года.   

Фото: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

Наш Дальний Восток – уникальная территория, концентрирующая в себе все главные преимущества и вызовы, присущие всей России: уникальные природные ресурсы, востребованные во всём мире, красивейшие места, популярные у россиян и иностранных туристов, выгодную логистику и соседство с динамичными соседями, но одновременно и громадные расстояния и суровый климат. И, конечно, главной ценностью Дальнего Востока остаются его люди – сами дальневосточники. Именно на повышение их благополучия направлена вся наша работа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах