Что делать, если задержался поезд?
Решили семьей летом съездить на запад России, выбрали поезд, хочется страну посмотреть, но как-то вот засомневались в транспорте. А что делать, если состав задержится по какой-то причине?
Ольга С., Вяземский район
Надо помнить, что главный ваш документ — это купленный вами билет, а отношения между перевозчиком и пассажиром регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 10.01.2003 № 18‑ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — Устав железнодорожного транспорта), правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 810. И если поездка по какой-то причине срывается, то на этот случай есть несколько правил.
— В случае задержки отправления поезда или его опоздания перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка отправления или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, — разъясняет Анна Геюшова, помощник Дальневосточного транспортного прокурора по организационным вопросам. — При задержке отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час, а также при использовании пассажиром бесплатных билетов штраф перевозчиком не уплачивается. Однако следует отметить, что до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с задержкой отправления или опоздания поезда, пассажиру необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, т.е. направить претензию (статья 121 Устава). Претензия предъявляется перевозчику в течение 45 дней со дня задержки отправления или прибытия поезда. Срок рассмотрения претензии перевозчиком составляет 30 дней со дня получения такой претензии. В случае частичного удовлетворения или отклонения перевозчиком претензии заявитель (пассажир) вправе обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении убытков в связи с опозданием поезда. Также пассажир вправе потребовать возврат полной стоимости билета при задержке отправления поезда, включая сборы, плату за сервисное обслуживание и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денежных средств.