Утром 29 марта в Охотске было около -12С. Отопительный сезон в северном поселке завершится только 15 июня, так что единственная котельная продолжает работать, засыпая золой и сажей значительную часть населенного пункта. Большинство местных жителей уже даже не пытается убирать черный снег у своих дворов. За девять лет они давно поняли, что это бессмысленно – новый слой золы вырастет всего через несколько минут.
Обугленная капуста
День, когда в поселке Охотск заработала новая котельная, местные жители помнят до сих пор. Это произошло 15 сентября 2013 года.
«Когда ее начали строить, я как раз только переехал и планировал отремонтировать дом. Но планы пришлось отменить: какой уж тут ремонт, когда двор в считанные часы полностью замело сажей. Помню, мы тогда стали собирать капусту, и поразились: половина каждого кочана стала полностью черной, покрытой въевшимися крупицами угля. С тех пор уже девять лет Охотск большую часть года покрыт толстым слоем золы», – рассказал житель Охотска Алексей Ерохин.
Котельная расположена практически в середине поселка. По словам местных жителей, полоса сажи делит его на две части – от речки до моря.

«У соседей все тоже самое. Дети не могут играть во дворе, в баню не сходить – после нее, пока до дома дойдешь, весь черный, хоть снова мойся, а нечем – горячего водоснабжения у нас нет. Белье на улице не повесишь, конечно. Машина вся в саже, вот смотрите – только поставил, и уже под дворниками несколько сантиметров нанесло», – говорит Алексей.
По его словам, жители, особенно живущие недалеко от котельной, постоянные пациенты офтальмолога, а иногда и «скорой помощи» – фрагменты золы попадают в глаза. Многие жалуются и на другие проблемы со здоровьем, в том числе, с сосудами.
«Замерщики на днях приезжали, сказали – «концентрация вредных веществ превышает норму незначительно». Но, во-первых, уже тепло и котельную топят не на полную мощь. А во-вторых, ветер изменился, а с декабря по февраль он постоянно дует в одну сторону и вся зола и сажа летят на наши дома. Однако зимой замерщики приехать не могут: говорят, их приборы рассчитаны на температуру до минус 10 градусов», – рассказывает Алексей.

По его словам, котельную – она принадлежит якутской компании «Теплоэнергосервис», «дочери» «Якутскэнерго» – поставили без учета особенностей местности и предварительного проекта: там, где было максимально удобно ее обслуживать. Она заменила несколько старых котельных.
«Мало того, что она расположена так, что загрязняет поселок, так ее еще и топят неподходящим видом топлива. Она рассчитана на каменный уголь, который, как и все другие виды продукции, завозят к нам по морю. Это дорого, так что завезенного на весь сезон не хватает. В итоге половину сезона котельную топят каменным углем, а половину – бурым, который еще больше коптит и чадит», – рассказывает местный житель.
Уже девять лет жильцы домов, на которые сыпется зола, пытаются добиться решения проблемы. Говорят, у каждого пачка переписки с чиновниками толще, чем «Капитал» Карла Маркса.
Двойной тариф без услуги
Есть, что сказать о котельной и жителям многоквартирных домов. Несколько лет назад они даже создали инициативную группу в попытке решить проблему.
«Уже много лет и по сей день те жители поселка, кто перешел на электрическое отопление, платят и за него, и за отопление от котельной, которым не пользуются. Началась история после запуска котельной «Теплоэнергосервиса» – тогда многие жители решили перейти на электроотопление, так как в квартирах стало холодно. Делали это по разрешению поселковой администрации, оформив все документы. Долгое время квитанции за отопление не приходили, но в 2015 году пришли всем и сразу, оформленные задним числом. Суммы там стояли огромные – по 100 тысяч рублей в среднем. Пока жители пытались понять, почему должны заплатить за то, чем не пользовались, «Теплоэнергосервис» подал в суд, который обязал людей оплатить эти квитанции. Оказалось, что якобы разрешения на переход на электроотопление были оформлены неправильно», – рассказала активистка инициативной группы Галина Еленевич.

По ее словам, тогда ситуация получила огласку, после чего в район приехал Вячеслав Шпорт, в то время – губернатор края, и потребовал решить вопрос. В итоге долги выкупило предприятие «Охотскэнерго».
«Эту сумму – около 60 млн рублей – предприятию обещало возместить правительство Хабаровского края, однако до сих пор этого не случилось, и сейчас предприятие уже на грани того, чтобы предъявлять эти долги к оплате. Вопрос же с дальнейшими нашими двойными счетами попытался решить Сергей Фургал – он приезжал и дал задание, чтобы люди, перешедшие на электроотопление, платили только за общедомовые нужды. Потом его сняли, и в «Теплоэнергосервисе» обо всем благополучно забыли. А мы – продолжаем платить», – говорит Галина Еленевич.
По ее словам, жители пытаются поднимать вопрос и сейчас, но из-за пандемии связаться с чиновниками всех уровней стало крайне сложно.

Перенос по суду
12 февраля администрация Охотского района обращалась в Министерство природных ресурсов Хабаровского края с просьбой принять меры реагирования к АО «Теплоэнергосервис» в связи с нарушением требования законодательства РФ об охране окружающей среды и Градостроительного кодекса РФ – провести экспертизу, исследование, административное расследование и принять меры в отношении Охотского филиала АО «Теплоэнергосервис»:
«На протяжении десяти лет с момента постройки котельной МКУ-17,5 МВт в администрацию района поступают многочисленные жалобы от граждан рп. Охотск в связи с ухудшением здоровья, неблагоприятных условий жизнедеятельности населения по причине неисполнения технического проекта строительства данной котельной по оборудованию объекта закрытой системой золошлакоудаления, что привело к сверхнормативному загрязнению окружающей среды твердыми загрязняющими веществами (пыль золы)…
При перевалке этих отходов, в результате не герметичности дымоходов и постоянных остановках работы котельной в отопительный период из-за отказов котловспомогательного оборудования, порывов теплотрасс происходит сверхнормативный выброс пыли золы, шлака в окружающую среду и загрязнение атмосферного воздуха и близлежащей территории золой, и несгоревшим углем, а также из-за конструктивных характеристики котельной МКУ-17,5 МВт (низкие трубы, открытые системы ШЗУ) не соблюдаются экологические требования в центре населенного пункта… АО «Теплоэнергосервис» отказалась исполнять утвержденные техническим проектом мероприятия и указала, что выполнит только превентивные мероприятия, которые не устранят экологическое нарушение и не исключит поступление повторных жалоб жителей рп. Охотск».

По словам главы Охотского района Максима Климова, вопрос с загрязнением поселка неоднократно обсуждался на всех уровнях.
«Проблема давняя, пытаемся решать ее во взаимодействии с министерством природных ресурсов. Только за месяц прошли две видеоконференции, на которых он поднимался. Изначально рассматривались два варианта – минимизация последствий «Теплоэнергосервисом» и более радикальный – перенос котельной, то есть, строительство новой на другом участке и снос прежней. Самый оптимальный вариант – это перенос котельной. Две недели назад приезжали представители «Теплоэнергосервиса» и строительство новой котельной обсуждалось. В целом они рассматривают такой вариант, но есть вопрос цены. Вероятно, выручило бы софинансирование в рамках инвестпроекта, при котором часть стоимости проекта внесла бы якутская компания, а часть – правительство края. В любом случае, ко мне поступил запрос о подготовке документов по выбору места для строительства. Если же в рамках договоренностей вопрос не решится, а решать его необходимо, мы будем обращаться в суд для того, чтобы инициировать перенос котельной. Документы для этого сейчас готовятся», – рассказал глава Охотского района Максим Климов.