В Хабаровском крае на сегодняшний день действует три территории опережающего развития, которые позволяют инвесторам пользоваться целым рядом административных преференций. Какие льготы сейчас доступны резидентам ТОР, работающим в Хабаровском крае? Какие преимущества дают бизнесу и региону экономические зоны? Что за уникальные предприятия создаются на территории края и где они находятся? На эти и другие вопросы ответил и. о. директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Хабаровск Алексей Разин.
Выгодно и надежно
– Алексей Валерьевич, расскажите, чем ТОРы Хабаровского края отличаются от территорий опережающего развития других регионов? Есть ли в регионе какие-то особые преимущества для ведения бизнеса на подобных площадках?
– На Дальнем Востоке и в Арктике создано 23 территории опережающего развития. Принцип их работы един: это особый преференциальный правовой режим для предпринимателей. В каждой ТОР действуют налоговые льготы и административные преференции для резидентов. Резиденты имеют право на получение земельного участка для реализации своего проекта и на подключение к объектам инфраструктуры - это свет, вода, газ, водоотведение. Вместе с тем в каждой ТОР свои особенности, своя специализация, обусловленные, в частности, месторасположением. Так, ТОР «Николаевск» имеет выход к Охотскому морю, её специализация – судоремонт и рыбопереработка; ТОР «Комсомольск» расположена в промышленном центре Хабаровского края, там традиционно сосредоточены предприятия машиностроения, металлообработки, деревопереработки; Хабаровск – логистический центр Дальнего Востока, а потому для ТОР «Хабаровск» характерна логистическая специализация. Что касается преимуществ ТОР Хабаровского края, следует отметить возможность использования оптовых тарифов ПАО «Россети» на электроэнергию для резидентов площадки «Ракитное» ТОР «Хабаровск». Среди 23 ТОР только у четырёх есть такое преимущество, позволяющее в два раза сокращать расходы бизнеса на энергопотребление.
– В ближайшем будущем ТОР «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск» будут объединены в одну территорию опережающего развития. Для чего это нужно?
– Объединение позволит более оперативно решать вопросы перераспределения финансирования мероприятий по созданию объектов инженерной инфраструктуры между площадками ТОР в случае возникновения такой необходимости.
– Помимо ТОР в Хабаровском крае действует режим Свободного порта, что такое свободный порт в Хабаровском крае? (Это одно и то же, что и свободный порт Владивосток?) Как это устроено и чем помогает бизнесу? И почему эту площадку не выделили в отдельную ТОР?
– Режим свободного порта Владивосток распространён на всю территорию и акваторию Ванинского и Советско-Гаванского районов Хабаровского края. Налоговые преференции аналогичны режиму ТОР, вместе с тем есть ряд существенных отличий. Во-первых, режим СПВ не предполагает предоставление земельного участка резиденту, поскольку нет как таковых обособленных производственных площадок – инвестор вправе выбрать любой подходящий участок в пределах районов, на которые распространяется режим СПВ, и реализовать на нём свой проект, получая налоговые и административные преференции. Во-вторых, вопросы обеспечения инфраструктурой решаются инвесторами СПВ самостоятельно по той же причине – нет фиксированных оборудованных инфраструктурой площадок, в распоряжении предпринимателей вся территория районов, имеется возможность выбора участка, наиболее подходящего для реализации задуманного проекта.
Расширяя границы
– ТОР в Хабаровском крае были созданы в 2015 году. Как они и их резиденты повлияли на текущее состояние экономики региона? Какие из инвестпроектов стали действительно значимыми для региона?
– За семилетний период существования ТОР в Хабаровском крае экономика региона получила около 100 млрд рублей инвестиций, работу получили почти 6 тыс. человек. К особо значимым для региона проектам относятся:
- создание гидрометаллургического комплекса для переработки золото-серебросодержащих концентратов в г. Амурске (ООО «АГМК»);
- строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Малмыжское в Нанайском районе (ООО «АМУР МИНЕРАЛС»);
- строительство золотодобывающего предприятия на месторождении «Полянка» в Николаевском районе (ООО «НГК РЕСУРС»);
- строительство нового пассажирского терминала международного аэропорта в г. Хабаровске (АО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ХАБАРОВСК»).
В большинстве своём такие проекты стали точками социально-экономического роста Хабаровского края. Инвесторы, кроме реализации самих проектов, вкладывают средства в развитие социальной инфраструктуры: строят жильё для работников, физкультурно-оздоровительные комплексы, благоустраивают территорию.
– Какие крупные промышленные проекты сейчас реализуются на ТОР Хабаровского края?
– Одним из крупнейших промышленных проектов в Хабаровском крае является строительство горно-обогатительного комбината ООО «Амур Минералс» (Русской медной компании). В рамках реализации проекта, помимо строительства горно-обогатительного комбината производительностью 90 млн тонн руды в год, запланирована разработка 2-х месторождений: Малмыжское и Понийское, а также строительство специализированного поселка вблизи села Малмыж Нанайского района, это 8 общежитий для сотрудников, физкультурно-оздоровительный комплекс, лабораторный и бытовые корпуса, гостевой комплекс, склады, вертолетная площадка, автостоянки, гаражи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Также проект предполагает строительство железнодорожных путей с погрузочно-разгрузочной зоной на станции Селихино Комсомольского района. Запасы месторождения – 2,4 млрд тонн руды (в т.ч. 8,32 млн тонн меди и 347 тонн золота). Планируется ввод всех комплексов в эксплуатацию и запуск производства в 2025 году. Объем капитальных вложений в проект оценивается более 240 млрд рублей с созданием 2,5 тыс. рабочих мест.
– Есть ли среди резидентов ТОР региона те, кто занимается уникальными разработками и инновациями?
– Хотелось бы отметить инвестпроект по строительству горно-обогатительной фабрики по переработке запасов техногенного месторождения, реализуемый ООО «Геопроминвест» на ТОР «Комсомольск» как проект двойного значения. Проект реализуется на площадке «Солнечный» с 2021 года, общий объем инвестиций 1,48 млрд рублей, создано 238 новых рабочих мест. Ввод в эксплуатацию планируется осуществить в 2023 году. Уникальность данного проекта заключается в том, что помимо строительства горно-обогатительной фабрики по переработке запасов техногенного месторождения (товарной продукцией будет медный и оловянный концентраты), проект несет в себе положительную экологическую составляющую, так как применяемые в проекте инновационные технологии позволят не просто нейтрализовать хвостохранилище вблизи рабочего поселка Солнечный, а переработать его запасы, что позволит улучшить экологический фон территории.
– С начала года набсовет одобрил 3 проекта по расширению границ ТОР региона за счет новых проектов. Расскажите, зачем нужно расширение,и о каких проектах идет речь?
– Территории опережающего развития – это отдельные земельные участки, определённые постановлением Правительства Российской Федерации. Бывают случаи, когда найти подходящее место в границах действующих ТОР по объективным причинам не представляется возможным: нет земельных участков нужной площади, отсутствует инфраструктура требуемого объёма, нет железнодорожных путей и т.д. Тогда возникает необходимость в расширении границ ТОР. В 2022 году расширение ТОР было одобрено для следующих проектов:
- организация комплексного центра развития производства региональной и беспилотной авиации, программы многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Компания «Спецавиатехника» реализует проект на ТОР «Комсомольск». Объем инвестиций 500 млн рублей и 80 рабочих мест;
- создание единого производственного комплекса по сборке, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной и специальной техники. ООО «Сониктранс» работает на ТОР «Хабаровск». Объем инвестиций 247,3 млн рублей и 67 рабочих мест;
- восстановление портового комплекса в Комсомольске-на-Амуре для осуществления полного цикла переработки грузов. Этот проект ООО «Комсомольский торговый порт» выполнит на ТОР «Комсомольск». Объем инвестиций 275,8 млн рублей и 47 рабочих мест.