26 июля в России отмечается День парашютиста. Это профессиональный праздник тех, кто каждый день спасает жизни других людей, рискуя собственной — сотрудников парашютно-десантного поисково-спасательного отряда МЧС России по Хабаровскому краю. С двумя из них познакомился «АиФ — Дальинформ».
От рутины до экстрима
Алексей Глазков, спасатель третьего класса парашютно-десантного подразделения поисково-спасательного отряда ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. Участник боевых действий в Чечне, награжденный медалью «За отвагу». Он говорит, что профессия спасателя — это его осознанный выбор.
«Выбор, в котором нет шанса отойти от поставленной задачи», — утверждает Алексей.
После службы в армии он долго искал свое призвание. Менял одну сферу деятельности за другой. Ситуация усугубилась, когда пандемия оставила без работы.
«Соседи посоветовали: спасатели нужны, и желательно парашютисты. Приехал в отряд, поговорил, поехал думать. Через 150 метров от отряда отъехал, звонок: „Стой! Назад!“ Встречает меня старый добрый товарищ, замполит у нас был в армии, Леонидыч», — с улыбкой вспоминает Алексей, как начиналась его карьера спасателя и парашютиста.
Работа спасателя требует отличной физической подготовки. Держать себя в форме очень важно. Поэтому наш герой постоянно бегает, плавает, занимается на турниках и, конечно, совершает прыжки с парашютом. Но только физической подготовка не ограничивается. Важно также умение работать с различной техникой.
«Мы выполняем задачи практически на всем парке самолетов и вертолетов, имеющемся в пользовании министерства», — объясняет он.
«Летим, плывем, едем»
Для воздушной разведки и быстрых перемещений используется Ан-74. Спасать людей на водных акваториях помогает Бе-200ЧС. Грузы и людей в места ЧС перевозит Ми-26. А основной рабочей лошадкой остается вертолет Ми-8, с которым наш герой и его коллеги совершают прыжки, спуски, перевозят лодки, моторы, квадроциклы и десантируют грузы различными способами.
Алексей Глазков с увлечением рассказывает о различных методах беспарашютного десантирования. Среди них спуск на веревке и использование лебедки.
«Слаженная работа позволяет очень быстро решить проблему с оказавшимся в сложной ситуации человеком», — отмечает он.
Рабочие дни у Алексея бывают разными. Например, он может заниматься обслуживанием техники, готовить снаряжение или тренироваться.
«Работаем с 9 до 18: получили задачи от начальника, обслуживаем технику, парашюты, занимаемся спортом», — описывает спасатель такие будни.
В другой день дежурная смена превращается в серию выездов на вызовы. Причем задачи там приходится выполнять разные.
«ДТП, двери вскрыть, от суицида отговорить, поиск грибников, в лесу, кустах, горах, морях, люди в реке, на берегу реки... Летим, плывем, едем», — рассказывает Алексей.
«Приземлился, а вместо штанов — шорты»
Бывают и курьезные случаи, которые помогают сохранять чувство юмора и легкость. Один из таких связан с поиском пожилой женщины, которая заблудилась в лесу.
«Вызов, приезжаем, родственники 73-летнюю бабушку потеряли, пошла грибы искать и не вернулась. Связь с ней есть, но бабки нет. Третий час в лесу, воды по пояс, ее нет. Связь с ней есть — ее нет. И там, и там, и за речкой. Психанули. Через поле, на дорогу и через деревню к машине. Выходим, а впереди, на расстоянии метро в 300, платочек в траве мелькает. Догоняем, а это бабуля наша, тащит четыре полных пакета грибов, еле идет в сухих калошах. Ругается, что воды много в лесу, еле прошла, ноги не замочив. Но грибы есть и хорошие», — смеется Алексей.
Другая забавная история случилась во время прыжков.
«В сильный ветер прыгали, по краю прям. Приземлился, все хорошо, но порыв ветра тащит меня по полю. Барахтался метров 50, ничего сделать не могу. Ветром тащит по траве, а потом смотрю, а на мне вместо штанов шорты. Оторвало обе штанины, пока волокло по полю. Смеялись все», — делится спасатель.
Самая большая награда для Алексея — улыбки людей, которым помог, и «простое человеческое спасибо». Спасенные за пять лет жизни людей — главные достижения, которыми он гордится. Вспоминает об этих случаях с теплотой в голосе. Так, в январе 2022 года он выручил членов экипажа с терпящего бедствие корабля на Шантарах.
Несмотря на все испытания и трудности, Алексей продолжает свою работу с той же энергией и решимостью, что и в начале карьеры. И хотя его профессия требует большого мужества и самоотдачи, он продолжает идти вперед, спасая жизни и даря надежду тем, кто в ней нуждается.
«Прыжок прочищает голову и душу»
В этом уверен еще один сотрудник парашютно-десантного подразделения поисково-спасательного отряда ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. Анатолий Федорченко, спасатель первого класса. На его счету 7750 прыжков! Рассказывает, что парашют впервые не увидел, а... услышал.
«Мне было 10 лет. 1968 год. Жил я в Заветах Ильича (поселок в Хабаровском крае). Недалеко от дома располагался аэродром, но парашютистов никогда не видел. И вот, однажды слышу, мальчишки кричат: „Парашют, парашют!“ Когда я прибежал, уже никого не было, но этот случай, почему-то запал в голову».
После школы Анатолий Федорченко поступил в хабаровский техникум связи и там в общежитии увидел объявление о наборе в секцию парашютизма в ДОСААФ.
«Максимальное количество спортсменов-парашютистов вышли именно из нашего поколения 70-х — начало 80-х годов. В то время, прыгать можно было с 16 лет. У меня все сложилось. Группа набралась большая. Реально до зачета дошли два человека. А выполнил прыжок я один, — вспоминает спасатель. — Потом в армии повезло — была возможность прыгать. Нашу призванную группу взяли в команду спецназа»
После армии он вернулся в ДОСААФ и стал работать там инструктором. Потом вновь пошел в армию, где выполнил норматив мастера спорта. Завершив службу в 2005 году пришел в поисково-спасательный отряд МЧС России...
— Свой первый прыжок, совершенный полвека назад, помните?
— Выброска была в марте, прохладно еще, а меня обдало теплым воздухом, возможно от винта, от двигателя. Но после, сколько я прыгал, такого ощущения больше не было никогда. Тогда я впервые погрузился в трехмерность пространства, как птица, она так же воспринимает высоту. Это было очень необычное ощущение.
— Страшно было? Говорят, нужно иметь холодный ум.
— Глупости все это, штампы героические. Если человек боится, он не выполнит прыжок. У некоторых прям звериный, какой-то мистический страх, о смерти начинают думать, а там нет ничего такого. Все страхи от незнания. Забраться на пятый этаж и смотреть вниз на землю, как не странно, гораздо страшнее было, чем прыгнуть с высоты 900 метров — первый прыжок. На той высоте страха опасности нет, потому что восприятие земли совершенно иное. Объяснить людям, которые отказываются от этого, невозможно, они не поймут. Это как на разных языках разговаривать. Или как один слышит звуки, пишет музыку, создает гармонию — другой не понимает, как это происходит. То же самое здесь. Кому-то дано парить над облаками, кому-то — нет.
— Парить в свое удовольствие — одно дело, а выполнять прыжки, спуски и подъемы в условиях поисково-спасательной операции, наверное, совершенно другое?
— Некоторые полагают, что 10 раз прыгнул и все, готов. Больше не надо тренироваться. Но, как показывает жизнь, если человек не занимается этим систематически, навыки теряются. Особенно, если ты выпускающий, как в нашей работе. Выпускающий — это тот, кто работает на дверях воздушного судна, выпускает спасателей. Он должен контролировать все сразу, выполнять одновременно несколько задач и при этом «не уронить» вертолет. Выпускающий входит в состав экипажа, командир ему доверяет и их взаимодействие в конечном счете позволяет выполнить поставленную задачу. Если перерыв был в тренировках, начинается мандраж, сужение внимания, выпускающий может просто не увидеть опасности. Поэтому парашютист должен постоянно прыгать, а летчик — летать. Только тогда на них можно возложить выполнение сложных задач, таких, как спуск спасателей на палубу корабля в море или в нужную точку в горах.