Примерное время чтения: 7 минут
2330

«Его замалчивали». Почему «Прощание славянки» не прославило своего автора

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 23. «АиФ-Дальинформ» № 23 04/06/2025
Василий Агапкин.
Василий Агапкин. Архив

На прошлой неделе в Хабаровске прошел XIII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны». Одним из его гостей стал исследователь из Москвы Александр Шишкин ‒ правнук знаменитого композитора, автора марша «Прощание славянки» Василия Агапкина. В краевом колледже искусств Шишкин встретился с юными музыкантами ‒ студентами и участниками детского оркестра «АМУРкестр» ‒ и рассказал им о жизни и творчестве своего прадеда.

Всегда с музыкой

Когда участников встречи спросили о том, кто такой Агапкин, они смогли сделать лишь пару предположений. Большинство из них высказали преподаватели. Как оказалось, знаменитое «Прощание славянки» не принесло его автору большой известности…

‒ Этот марш знают, можно сказать, все или почти все в нашей стране и очень многие в мире. Но мало людей, и тем более детей, представляют, кем был этот человек. Моя задача ‒ просветить. Это популяризация творчества, рассказ о жизни, биографии, о творческом пути Василия Ивановича Агапкина. Я стараюсь сохранить память о нем, ‒ говорит Александр Шишкин.

Александр Шишкин — правнук композитора Василия Агапкина.
Александр Шишкин — правнук композитора Василия Агапкина. Фото: АиФ/ Дарья Шепшелевич

Будущий композитор родился в 1884 году в небогатой семье. Где конкретно это произошло ‒ сказать невозможно.

‒ По официальной версии, он появился на свет под Рязанью. Там родились его отец, мать, дедушка, бабушка. Так получилось, что год назад нашли метрику Василия Агапкина, которая говорит о том, что он родился в Астрахани, ‒ делился московский гость.

Это первая нерешенная загадка, которая прозвучала на встрече.

Путь в музыке у Агапкина непростой. Будучи круглым сиротой, маленький Вася увидел проходящий мимо военный оркестр и напросился к музыкантам. Так он попал в Астраханский резервный батальон еще совсем мальчишкой. Желанную трубу, конечно же, не дали ‒ играл на корнете (не путать с кларнетом). Принцип игры схож с трубой, но разница в звуке все-таки есть.

Почему взяли именно его ‒ опять же неизвестно. Как заметил Александр Шишкин, в то время не у каждого воспитанника проверяли слух. Сам он предполагает, что прадеду просто повезло.

Талант в трубе

Уже в 15 лет будущий композитор стал взрослым и самостоятельным, или, как тогда говорили, вольнонаемным музыкантом. Этому способствовало и солирование в оркестре батальона. Тогда началось его долгое путешествие по Кавказу.

‒ Сложно сказать, его пригласили на Кавказ или он сам решил поехать. До 1909 года он служил в Дагестане, Чечне, Армении и в Грузии под Тифлисом. Вся эта работа заняла у него 10 лет, ‒ отмечает искусствовед.

Василия приглашали из оркестра в оркестр. В 16 лет он наконец взял в руки трубу, а спустя время ушел на срочную службу. После армии остался в Тамбове, где в то время было много военных частей. Через месяц-полтора уже стал штаб-трубачом запасного кавалерийского седьмого полка.

‒ Штаб-трубач ‒ это не просто трубач или человек, который играет на сигнальной трубе. Это старшина или старший над сигнальной группой в полковом оркестре. Второе лицо после капельмейстера*, ‒ поясняет Шишкин.

В 27 лет Агапкин поступил в музыкальное училище. К тому моменту он уже 12 лет играл на трубе, а до этого пять лет на корнете. Это отразилось на его оценках: отличник по специальности, но практически не успевающий по другим дисциплинам. Однако это не помешало ему в 1912 году написать знаменитый марш «Прощание славянки».

Отложенная слава

‒ Со слов Василия Агапкина, этот марш был сочинен в связи с началом Первой Балканской войны. Хотя Российская империя в ней не принимала участия, добровольцы туда уезжали сами, ‒ отмечает Александр Шишкин.

Помимо этого, появление марша совпало со столетием начала войны с Наполеоном. А накануне у композитора и его жены умерла дочь. Тут появляется место для еще одной легенды. Некоторые считают, что Агапкин поругался с женой, хлопнул дверью и за ночь сочинил марш.

Что на самом деле подтолкнуло его написать «Славянку», остается тайной. Скорее всего, сыграли роль несколько факторов.

В дальнейшем Василий Агапкин стал капельмейстером. Он практически не участвовал в военных действиях, хотя в 1918 году ушел на фронт. В 1941 году руководил оркестром на параде в Москве.

«Прощание славянки», по словам правнука, создало «эффект обратной популярности».

‒ Дело в том, что сейчас под этот марш провожают в армию, на войну, нам кажется, что так было всегда, начиная с 1912 года. Этого, конечно же, не было. Его вообще замалчивали, не играли официально в тридцатые-сороковые годы, ‒ объяснил искусствовед. ‒ Ассоциация с проводами появилась только с премьерой фильма «Летят журавли» в 1957 году.

Агапкин написал и множество других произведений. «Прощание славянки» стало чуть ли не единственной музыкальной композицией на военную тематику. В репертуаре автора ‒ вальсы, польки и другая танцевальная музыка.

*Капельмейстером называют дирижера полкового, эскадронного и подобных оркестров в вооруженных силах. В отличие от штаб-трубача он является гражданским лицом.

Кстати

Неделя музыки

XIII Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» проходил с 26 мая по 1 июня на разных площадках Хабаровска. Начинающие и опытные исполнители смогли обменяться опытом. А жители и гости краевой столицы наслаждались музыкой лучших духовых оркестров со всей России. В этот раз фестиваль посвятили Году защитника Отечества в России и 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне.

В первые два дня коллективы демонстрировали свое мастерство во время сольных концертов. Одним из участников стал военный оркестр штаба Центрального военного округа из Екатеринбурга. Его выступление не оставило равнодушным никого. А сам дирижер и художественный руководитель коллектива капитан Алексей Божедомов отметил теплый прием хабаровчан.

На других девяти площадках выступили артисты оркестра суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, пансиона воспитанниц МО РФ, военного оркестра штаба Тихо­океанского флота и военного оркестра штаба Ленинградского военного округа.

Больше всего зрители ждали традиционное дефиле-представление участников. Чтобы увидеть яркую программу смогли все желающие, она прошла пять раз — дважды в «Платинум Арене» и трижды на площади Славы (включая одно бесплатное выступление специально для военнослужащих срочной службы, Домов ветеранов, участников СВО и их семей).

Завершились «Амурские волны» в воскресенье марш-парадом оркестров. Участники фестиваля прошли по улице Муравьева-Амурского от площади Ленина до Комсомольской. В конце парада они дали открытый концерт на Комсомольской площади.

Как отметила заместитель министра культуры Хабаровского края Ирина Купченко, «Амурские волны» стали визитной карточкой региона, которая привлекает и его жителей, и туристов. Они открывают фестивальное движение в России. Аналогичные мероприятия пройдут еще в 16 городах по всей стране.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах