Примерное время чтения: 5 минут
160

Арктика начинается на Востоке. Итоги масштабного события

Арктика начинается на Востоке. Итоги масштабного события
Арктика начинается на Востоке. Итоги масштабного события ТАСС

О том, какие преимущества получит Хабаровский край от развития этого федерального проекта, рассказал губернатор Сергей Фургал.

«Арктический пирог» - есть что делить

Корр. «АиФ-Хабаровск» Влад Серебренников: Сергей Иванович, почему вы лично решили участвовать в Арктическом форуме, и что этот масштабный проект даст краю?

- 60 процентов Хабаровского края находится в зоне северных территорий. Охотск и охотоморское побережье - это уже Арктика в чистом виде. Мы говорим сегодня о необходимости создания Северного морского пути - и это, так или иначе, будет связано с Хабаровским краем, с Охотским морем, которое невозможно миновать, а значит, с Охотском, а также с портами в Ванино и Советской Гавани. И мы являемся одними из бенефициаров процессов между Азией и Европой. Хабаровский край может занять серьёзную нишу именно в логистической составляющей: порты, железная дорога, терминалы. Если не участвовать в таких мероприятиях, как Арктический форум, всё поделят без нас. Нам бы не хотелось, чтобы все преференции, которые будут создаваться, прошли мимо края.

- На форуме подписано соглашение о сотрудничестве между северными территориями. Какой смысл вы в него вкладываете?

Фото: ТАСС

- Россия стремится занять лидирующие позиции в Арктической зоне. Понятно, что мы и так лидеры: у нас самая большая территория, мы строим ледоколы и создаём инфраструктуру. Но важно, чтобы тебя признали лидером. Подписание соглашения говорит о дружбе, сотрудничестве и совместной работе заинтересованных сторон в освоении Арктики. Соглашение между арктическими странами показало легитимность лидерства во всех этих процессах именно России. И это нормально. Очень важно сейчас закрепить статус-кво.

Хабаровск - стратегический центр

- Какие значимые проекты на территории края могут появиться в связи с развитием Арктики?

- Мы можем получить финансы на развитие портовой инфраструктуры. А к любым портам нужна энергетика, у края своих денег и сил на это не хватает. Федеральная поддержка позволила бы наладить жизнь наших северных территорий. В Хабаровском крае на сегодня 72 населённых пункта не имеют центрального электроснабжения, в них стоимость киловатт-часа от 40 до 60 рублей - и это проблема. Что при таких ценах на электричество может развиваться? Ничего. Так что, пока мы не обеспечим энергетику по доступным ценам, мы там ничего сделать не сможем. Ещё одно направление - добыча нефти и газа. На сегодня у нас на территории, в том числе и на Охотском побережье, разведано достаточное количество месторождений, но - сколько ещё не разведано. Прекрасный пример - Сахалинская область, где расходная часть бюджета - 200 миллиардов рублей. А в Хабаровском крае - 136. Если будем нормально осваивать газ и нефть, всё изменится. И появится возможность решать массу задач без оглядки на федеральный бюджет: строить и ремонтировать региональные дороги, организовывать авиалогистику и много ещё чего.

- На форуме присутствуют географические соседи Хабаровского края, в частности, из Якутии. Обсуждали вы с ними совместное развитие приарктических территорий?

- У нас очень хорошие взаимоотношения с Якутией, Магаданской областью и Чукоткой. Понимаем, что от них можем взять и что им можем дать. Например, Хабаровский край может стать для этих регионов хорошим центром сбыта, транзитным центром. Так сложилось, что на данный момент у нас заметно выше уровень медицины и образования - и это мы тоже можем предложить нашим соседям.

Сегодня мы утверждаем в Правительстве РФ программу «Открытое небо», в рамках которой в Комсомольске и Николаевске сможем построить два центра, которые будут обслуживать внутрирегиональные перевозки на севере края. Надо организовать всё так, чтобы с регионов авиасообщения сводились в Хабаровск, а отсюда разлетались в Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск, Якутск, на Камчатку, страны Азии. Мы же не зря строим современный аэропорт, две гостиницы. И нашим соседям это тоже поможет. Потому что через нас полетят не только в Китай, но и в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Крым. Хорошо, Владивосток - столица, но невозможно это сделать через него, потому что далеко и нецелесообразно. Стратегически ни один регион кроме Хабаровского края этого сделать не может. Уверен, что развитие Арктического морского пути станет импульсом этого движения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах