Дважды дело Следственное управление УМВД Хабаровского края отправляло в суд. Но и при том, что расследование длилось 4 года, а материалов, якобы доказывающих виновность бизнесмена, собралось почти пара десятков томов, служители Фемиды полностью встали на сторону обвиняемого.
Кто водил следствие за нос?
Генерального директора ООО «Строительно-дорожные машины» Михаила Филиппова с 2018 года обвиняли в присвоении государственных денег, выделенных на реконструкцию аэропорта Экимчан в Амурской области. Речь шла о 30% аванса, а точнее, о 150 миллионах, которые, как утверждал представитель заказчика в лице руководства ФКП «Аэропорт Дальнего Востока», якобы были обманом присвоены подрядчиком.
Как это, увы, ни грустно звучит, но журналисты «АиФ-Дальинформ» оказались повъедливее хабаровских следователей: они не только разобрались во всех деталях запутанного дела, но и определили истинные причины провала федеральной программы.
Все свои доводы, которые, кстати, послужили в том числе и основанием для более детального изучения деятельности проектировщика, которого так рьяно все эти годы защищали руководители ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», журналисты «АиФ- Дальинформ» изложили в материале «Нелетная проблема, или почему Дальний Восток может лишиться малой авиации» еще в сентябре 2020 года.
«Мертвый» проект
Так вот, согласно федеральной программе «Развитие транспортной системы в России» от 2014 года, в Амурской области планировалось провести реконструкцию трех аэропортов: Зея, Экимчан и Бомнак.
ООО «СДМ» выиграло тендер на реконструкцию стратегического аэропорта Экимчан в 2016 году и получил аванс в размере 30%. Стоит отметить, что объект находится в соседнем регионе, почти за 1000 км. Туда подрядчик в оперативном порядке направил строительную технику и приступил к выполнению госконтракта. Но в скором времени оказалось, что проект не совсем соответствует действительности. Точнее сказать, вообще ничему не соответствует.
«Например, оказалось, что проектировщики (АО «Ленаэропроект». — Прим. ред.) ошиблись в расчетах по уровню взлетно-посадочной полосы, местами на 8-10 метров. Новый склад ГСМ нужно было возвести на том же месте, что и старый. Но при этом деятельность аэропорта не должна прекращаться. Кроме того, еще одним препятствием стала гидрометеостанция 1904 года постройки, которую надо было куда-то убирать. А кто должен это делать?» — вспоминает генеральный директор ООО «СДМ» Михаил Филиппов.
Только эти, по мнению руководства ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», «мелочи» вызывают большие сомнения в том, что проектная организация в принципе была когда-то в Экимчане.
Кому был выгоден провал?
Однако проектировщики и заказчик учинили подрядчику еще ряд препятствий и ловушек, которые и вовсе не позволяли проводить строительные работы. Оказалось, что все карьеры, где должны были по проекту, а это обязательное условие контракта, добываться грунт и иные сыпучие материалы, почему-то аккурат пред началом работ оказались обременены третьими лицами, которые тогдашний глава Селемджинского района Бобров любезно отдал им в аренду на 25 лет, причем вместе с тремя поселковыми улицами и частью территории аэропорта.
— По сути, это было сделано специально для того, чтобы мы не смогли вести добычу сами, а покупали грунт у ООО «Покровзолото», которому принадлежали участки, — объясняет Михаил Филиппов. — Но и там мы смогли взять не так уж и много.
С первых дней исполнения кривого во всех смыслах проекта между подрядчиком и заказчиком велась усиленная переписка. Однако, как это было доказано не только журналистами «АиФ-Дальинформ», но и неоднократными решениями арбитражных судов, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» сознательно замалчивало проблему. А решать вопрос с освобождением участков и аннулированием незаконно согласованной аренды вообще не собиралось.
Этим в итоге, как это ни смешно звучит, вместо ФКП занялись журналисты «АиФ-Дальинформ». Да, именно по заявлению редакции было возбуждено и расследовано Следственным комитетом Амурской области уголовное дело в отношении теперь уже экс-главы Селемджинского района Амурской области Боброва А.В. по статье 293 УК РФ.
Именного действия этого чиновника, по мнению следствия, в том числе повлияли на срыв реконструкции аэропорта Экимчан. Кстати, в данном уголовном деле в качестве потерпевшей стороны еще в конце 2021 года признало себя ФКП «Аэропорты Дальнего Востока». Однако щедрым жестом чиновников Росавиации по отношению к экс-главе района стало отсутствие каких-либо финансовых претензий, хотя речь шла о срыве важного госпроекта.
Потратил свои, чтобы украсть чужие?
А зачем? Если уже к тому моменту ФКП всех «собак» повесило на подрядчика в лице Михаила Филиппова, которому 26 июля 2018 года Следственным управлением УМВД по Хабаровскому краю уже было предъявлено обвинение по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата», а в 2022, после отправки дела судом на дополнительное расследование переквалифицировано по 159 УК РФ «Мошенничество». К тому же руководство ФКП свято верило в то, что полицейские не будут вникать особо в детали. В принципе так оно и случилось.
Следствие, расследуя дело даже не дало оценку тому, что Филиппов, якобы задумав похитить государственные деньги, зачем-то вложил в стройку около ста миллионов рублей собственного предприятия. Согласитесь, ну, как-то странно тратить свои, чтобы украсть чужие?
— Нам пришлось завезти туда вахтовый поселок, дробильную установку, бетонный завод, которые вообще отсутствовали в смете, а без них в такой глуши, где вообще ничего нет, строить такой объект просто невозможно, — объясняет оправданный генеральный директор ООО «СДМ». — Наши допзатраты и убытки, которые мы понесли с этого проекта, мы сейчас взыскиваем с заказчика.
Справедливость есть
В результате вместо строительства жизненно важного объекта для населения Селемджинского района Амурской области предприниматель пять лет доказывал свою невиновность.
— Спасибо суду, что разобрался с этим вопросом. Исследовал все представленные нами доказательства. Что до заказчика строительства аэропорта, то он не всегда даже понимал, о чем идет речь во время судебных заседаний. Потому что именно он и проектная организация действительно ответственны за срыв федерального проекта. И очень жаль, что ни следствие, ни прокуратура на протяжении нескольких лет так и не смогли в этом разобраться, — выразил свое мнение адвокат Максим Мизин. — И хочу отметить, что впервые в моей практике журналисты не только разобрались во всем, но и дали на суде важные и ценные показания, которые представили еще более полноценную и объективную картину непростого дела.
Кстати, стоит отметить и еще один факт, который красноречиво говорит не только о том, кто же на самом деле должен нести ответственность за срыв госконтракта, но и о всем сюрреализме этой истории.
Еще в июне 2021 года Росавиация, признав невозможность исполнения проекта реконструкции аэропорта Экимчан по своей собственной вине, ссылаясь на 717 статью ГК РФ, расторгла договор ООО «СДМ», возложив на государство в лице Росавиации обязательства полностью компенсировать подрядчику все понесенные убытки. Однако и на этот факт никто из полицейского следствия также не обратил внимания, смело отправив второй раз дело в суд. Вот такой правовой парадокс.
Борьба продолжается
Но, увы, пока судебная эпопея Михаила Филиппова на этом не заканчивается: сейчас в Индустриальном суде Хабаровска слушается еще одно не менее «интересное» уголовное дело.
На сей раз мужчину обвиняют в неуплате налогов, которые он в принципе не мог выплачивать по причине того, что СУ УМВД по Хабаровскому краю наложило арест на все счета и имущество компании.
Однако Михаил Филиппов все же не сложил руки и боролся не только за себя, но и за предприятие, сохранив высококлассный коллектив, который сейчас успешно выполняет самые сложные строительные работы в разных уголках Дальнего Востока.
А вот из трех аэропортов — Бомнак, Зея, Экимчан — повезло только первому, два других так и «зависли» в стадии реконструкции, что до сих пор приносит немало неудобств не только жителям, но и бюджету правительства Амурской области, не говоря уже о потерянных государственных деньгах.