Говорить можно много, но всегда о работе любого образовательного учреждения говорят его достижения и успехи выпускников на профессиональном поприще. В медицине ответственность и спрос всегда выше, потому что речь идет о жизни и здоровье людей, которые рассчитывают на профессионализм врачей.
За годы конфигурация подготовки медицинских специалистов изменилась кардинально. Новые формы и подходы к высшему медицинскому образованию, диктует стремительное индустриальное развитие общества. Однако неизменным остается одно: из стен ДВМГУ должны выходить грамотные, готовый к работе специалисты. Об этом в канун юбилея рассказал ректор Дальневосточного государственного медицинского университета Константин Жмеренецкий.
Традиции и современная реальность
Юбилейный год стал для ДВМГУ его преподавателей и студентов, как и для всего мира, испытанием на прочность. СOVID-19 бросил масштабный вызов всему медицинскому сообществу. Сегодня пересматриваются все взгляды на подготовку врачей, медицинских и фармацевтических специалистов, а также среднего медицинского персонала.
«Медицинский университет всегда был приверженцем традиционного подхода к воспитанию медицинских кадров, и эти традиции будут продолжены. Вместе с тем, сейчас на всех уровнях формируется совершенно новая идеология. Но главная задача остается: необходимо удержать формирование знаний, умений и навыков – готовность оказывать медицинскую помощь, способность пользоваться всеми медицинскими знаниями, которые тебе дали в вузе в практической деятельности, причем сразу после окончания вуза», - отмечает Константин Жмеренецкий.
Изменения в системе подготовки медицинских кадров начались не сегодня. Стандарты поменялись еще до коронавирусной инфекции. Теперь студент медицинского университета, получая диплом и проходя первичную аккредитацию, становится на должность участкового врача, терапевта или педиатра, врача стоматолога или провизора или врача клиническо-лабораторной диагностики. Это все должности первого уровня. Далее идет ординатура, которая дает возможность выпускнику работать узким специалистом.
«Часть студентов сразу уходят работать в первичное звено, часть отправляется в ординатуру – это нормальная практика. Так было, и мы продолжим так работать, как только изменится эпидемиологическая обстановка. Однако в этом году у нас впервые в связи с изменением регламентов по допуску к медицинской деятельности, специалисты первичного звена сразу уходят на работу в больницы без аккредитации», - говорит ректор.
Для того чтобы работать в условиях предупреждения коронавирусной инфекции в амбулаториях, стационарах и инфекционных госпиталях, врачи и выпускники университета проходят краткосрочные курсы. Это новая ускоренная технология подготовки кадров, для работы в сегодняшних условиях именно с больными COVID-19. Ничего подобного раньше тоже не было никогда.
Теория и практика онлайн
Сложнейшая обстановка, вызванная появлением новой инфекции, дала невероятный толчок к развитию дистанционного образования.
«Ситуация заставила нас перешагнуть через боязнь использования информационного пространства и дистанционных технологий в образовании. Мы, с одной стороны, ушли от очной контактной работы, но в дистанционном формате контактность и глубина взаимодействия преподавателя со студентом только выросла», - отмечает ректор ДВГМУ.
Отношение к теоретическим занятиям пересмотрено полностью. Все лекционные занятия, которые раньше студенты посещали в вузе большими группами, где собиралось по 200-300 студентов, полностью перенесены в онлайн. Это и живые лекции и заранее записанные преподавателями материалы, которые выкладываются на образовательной платформе вуза.
«На наше удивление, с введением дистанционного формата обучения, контакт преподавателя со студентами только вырос. Студенты сегодня должны через определенные промежутки времени подтверждать факт своего присутствия у монитора, и то, что они реально на лекции. Чтобы и студенты принимали активное участие в процессе, педагоги в ходе занятий задают контрольные вопросы. Где и когда прозвучит вопрос, студент не знает, а значит, должен вникать в происходящее. Стало окончательно ясно, что не все занятия должны проходить в аудиториях. Естественно речь, в первую очередь о теоретических дисциплинах. Лекции медико-гуманитарного блока, иностранный язык, математика, информатика и другие учебные дисципилны – полностью переведены в онлайн формат», - говорит Константин Жмеренецкий.
Изменения в этом году коснулись и практических занятий, так как привычные базы практики – больницы, оказались недоступны для студентов.
«В прежнем формате проходят те практические занятия, которые невозможно отменить или перевести в дистанционный формат. В условиях опасности распространения коронавирусной инфекции они проходили у нас в симуляционном центре университета, и в практических аудиториях малыми группами. И здесь был также апробирован новый подход: студенты онлайн получали для рассмотрения клинический случай, и разбирали его, распределяясь по ролям, получалась своеобразная сетевая игра. Контактные занятия, разумеется, останутся. Ведь без очной работы хирурга или стоматолога не научишь. Но дистанционных систем мы бояться перестали, а к практике в больницах вернемся немедленно, как только позволит эпидемиологическая ситуация», - отмечает ректор.
Все это помогает преодолеть безответственное отношение студентов к собственным знаниям. Дело сегодня не в том, сдашь ты экзамен или нет, а есть ли у тебя знания позволяющие работать по специальности. Учиться в медицинском вузе плохо, просто нельзя и это должно быть понятно всем. Нынешние выпускники рвутся в бой, и сразу после окончания государственных экзаменов готовы приступить к работе, а вуз тем временем уже готов принимать абитуриентов.
Все в строю
ДВМГУ стал одним из первых медиинских вузов на базе которого начали проходить медицинские консилиумы с привлечением именитых специалистов для консультирования тяжелых больных с короновирусом.
«Боролись в буквальном смысле за каждого пациента. Ежеминутно на связи со всеми врачами работающими в «красной зоне», - рассказывает Константин Вячеславович. – ДВМГУ всегда являлся авторитетным центром для врачей и источником дополнительных знаний для саморазвития. У нас уникальная научная база и наши преподаватели регулярно участвуют в различных конференциях, получают и обмениваются своим опытом, которым потом делятся не только со студентами, но и уже с действующими врачами. Так же мы способствуем и поощряем разработки новых научных исследований».
Университет славится своим профессорским составом и преподавателями с различными научными степенями, которые заработали их и заслужили не сидя в библиотеках, а на личной практике, многие принимали участие или являлись авторами научных разработка, которые сейчас внедрены в медицине и успешно применяются.
«Исторический принцип и традиции очень важны в любой сфере, но в медицине они важны стократ, - акцентирует ректор ДВМГУ, Константин Жмеринецкий. – Мы чтим свои традиции и своих ветеранов. Это является хорошим примером для молодежи, которая с начала обучения воспринимает вуз, как одну семью. Большую, сплоченную и по-доброму требовательную. От всей души хотелось бы выразить искреннюю признательность и благодарность всем нашим преподавателям и ветеранам, кто ежедневно и неустанно делиться своим опытом с новым поколением медицинских работников, которые всегда были и будут гордостью вуза. Ваши успехи в служении обществу на благо пациентов – это самая лучший подарок для любого из преподавателей ДВМГУ и ваших наставников в практическом здравоохранении. Развивайтесь и стремитесь к самосовершенствованию, делясь своим уникальным опытом с новыми поколением наших студентов».