«Фотина» - настоящий гигант среди хабаровских парусных яхт. Её построил своими руками генерал-майор на пенсии, а ныне постоянный участник международных регат и один из самых опытных капитанов в городе Михаил Лагутько. Он рассказал о том, как вышел на Амурские просторы под парусом и как стал судостроителем.
Первая «Надежда»
Александр Овечкин, «АиФ-Дальинформ»: Как генерал-майор стал яхтсменом?
Михаил Лагутько: Я занялся парусным спортом, когда вышел на пенсию. В детстве много читал о путешественниках, и вообще думаю, что в прошлой жизни сам был корсаром. Сейчас вот ногу повредил на яхте, приходится с костылём ходить. Так внучка говорит, что теперь я настоящий пират: яхта и костыль есть, осталось надеть чёрную повязку на глаз да попугая на плечо посадить. А так я в детстве на озере катался на лодке, прицеплял на палку простынь и под таким парусом ходил - оттуда всё и пошло.
- Но вы ведь танкист, откуда такая тяга к морю, к судам?
- Вырос я в Приморском крае, в Спасске-Дальнем. Там все моряками хотели быть, и я не исключение. Думал поступать в Петропавловское мореходное училище, но сложилось так, что пошёл и окончил Благовещенское танковое. Служил на Камчатке три года. Потом была Военная академия бронетанковых войск. Впервые с парусным спортом встретился только в 1976 году в Прибалтике, когда отдыхал в Юрмале. Там и увидел, что такое яхты и как это красиво.
- И сразу взялись за собственное судно?
- В 1970-х всё началось с маленьких катамаранов. Жена моя родом из-под Находки, отдыхали мы летом всегда на море. Служба - дело такое: уходишь - дети, у меня двое сыновей, ещё спят, приходишь - уже спят. Но отпуск - это было наше время. Вот я и сделал сам разборный парусный катамаран, который можно возить с собой на отдых. До Находки его отправляли багажом. Однажды так он и потерялся: мы уже отдыхали, а он не приехал. Так и пропал.
- Когда решились на большую яхту?
- В 1991 году собирался переехать под Владивосток, хотел построить там дом. Владивосток - это море, а как же на море без яхты? Вот я и взялся. Первую яхту строил из ильма. Специально ездил в Уссурийский сельхозинститут и консультировался со специалистами, какое дерево выбрать. Деды наши не дураки были: именно из ильма делали сваи. Это дерево на границе вода-воздух не гниёт, как остальные.
Купил порубочный билет в Анученском лесхозе, ездил с лесниками выбирал и рубил. Сам пилил деревья на пилораме, сам сушил. Рядом с нами расформировали военную часть, и я официально выкупил остатки кирпичной казармы за 700 рублей. Там и строил свою первую яхту.
Вокруг всегда крутились местные мальчишки, а если их начать гонять, то нашкодят обязательно, поэтому я их решил привлечь к работе. Выдавал им инструменты, они строгали, пилили, что-то портили, но это не так страшно. Зато ребята стройплощадку и охраняли.
Потом мне предложили перевестись в Хабаровск, я стал начальником штаба управления вооружения Дальневосточного военного округа. Яхту привёз с собой и достраивал здесь. В целом на неё ушло пять лет. На специальном трейлере возили её в Находку, так что на «Надежде» я ходил даже по Японскому морю.
Потом я перевёлся на службу во внутренние войска, начались постоянные командировки, летом в Хабаровске я бывал редко, яхту практически забросил. В итоге после неудачной попытки ремонта её съел грибок. Всё, что оставалось с ней делать, - раскатать бульдозером и закопать. На этом моя история как яхтсмена должна была закончиться.
Полтора года - и готово
- Почему вернулись снова к строительству?
- Я тридцать лет отслужил в вооружённых силах, прошёл путь от командира взвода до командира танковой дивизии. Был начальником гарнизона. Там строить приходилось совсем не яхты, а канализацию и теплосети. В 2001 году я уволился со службы окончательно. Походил буквально лето без яхты - думаю нет, не смогу я так, надо строить. Мне создавать яхты, пожалуй, нравится даже больше, чем ходить на них. Да и по первому образованию я столяр-краснодеревщик, работу с деревом люблю.
- Вторая яхта строилась быстрее?
- Конечно. Я уже был на пенсии и мог посвятить ей гораздо больше времени. Построил я «Фотину» в рекордные сроки - всего за полтора года. Детали, которые были сняты с первой яхты и установлены на вторую, сэкономили много денег и минимум полгода. Всё строительство обошлось больше чем в 400 тысяч рублей. За прототип я взял английскую яхту, но проект полностью мой авторский. Сам делал чертежи, подглядывал в журналы, читал литературу. К слову, только два раза в жизни - при строительстве яхт - мне пригодилась начертательная геометрия, которую я изучал в академии бронетанковых войск на инженерном факультете.
Собрал корпус, отшлифовал так, что Фаберже бы позавидовал, и обклеил стеклотканью. «Фотине» уже 11 лет, и она, прямо скажу, как новая. Нигде нет ни одной течи. Она туристическая, а не гоночная - яхта семейного плаванья. Большинство яхт у нас покупные, есть ещё одна самостройная, но она выполнена по покупным чертежам не из дерева, а из бакелитовой фанеры.
Покровительница внучки
- Почему «Фотина»?
- Название выбирали долго, ведь как судно назовёте, так оно и поплывёт. Лучший вариант предложила жена. «Фотина» - это святая покровительница Светлан, а нашу внучку зовут Светланой.
- Имеет ли смысл иметь яхту в Хабаровске, где зима длинная и судно большую часть года стоит на суше?
- Сезон действительно короткий. Выходим на воду в конце мая, а 10 октября яхты вытаскиваем на берег: начинаются сильные ветра и холодно. Всего пять месяцев получается, но они того стоят. Ходим по Амуру, по озёрам, в прошлом году были на Болони. Плюс яхты в том, что на ней можно жить сколько угодно и где угодно. Содержание обходится не слишком дорого, если всё делаешь своими руками.
- Вы и в парусных соревнованиях участвуете, есть ли планы на серьёзные гонки?
- Во всех международных регатах «Хабаровск - Фуюань» я занимал призовые места: один раз второе и трижды был третьим. «Фотина» в море ещё не была, пока дошёл только до Комсомольска-на-Амуре, но планирую - до Владивостока. Ещё есть у меня мечта вернуться на своей яхте на озеро Ханка, где я мальчишкой катался на лодке с парусом из простыни. Туда яхту планирую отвезти на трейлере, а уже оттуда по большой воде спуститься по реке Сунгач, дальше в Уссури и Амур.