Примерное время чтения: 11 минут
411

Театр наизнанку. Что происходит за кулисами?

Для хабаровчан в краевом музыкальном театре проводят экскурсии за кулисы.
Для хабаровчан в краевом музыкальном театре проводят экскурсии за кулисы. / Александра Казакова / АиФ

Заглянуть за кулисы, примерить корону и подняться на самый верх служебной лестницы, куда дозволено забираться только художникам-декораторам, разрешается в одном из старейших музыкальных театров страны - в Хабаровске. Но только организованными группами, под присмотром и после небольшой лекции об истории хабаровского храма Мельпомены. Идём за кулисы вместе с hab.aif.ru

Девушка, дайте телефончик!

Группы формируются очень быстро. В основном приводят студентов и школьников ― обладателей Пушкинской карты. В этот раз собралась «солянка»: учащиеся и «гражданские».

«Некоторые молодые люди явно впервые переступают порог театра, ― делится наблюдениями наш экскурсовод, помощник директора ХМТ Нэлли Ванзина. ― Ты им рассказываешь, а они в телефоне сидят. Дай бог, оторвутся, когда по театру поведешь, а так им, увы, неинтересно слушать, хотя у меня в запасе много историй. Все-таки с 1959 года здесь служу, еще совсем молоденькой девчонкой пришла. Застала старых артистов, со многими мэтрами довелось играть в спектаклях. Наш театр музыкальной комедии старейший в стране! Но ведь никто меня не спрашивает, в телефоне интереснее…»

На экскурсию по театру выделяется час, чтобы гости не успели сильно помешать работе.
На экскурсию по театру выделяется час, чтобы гости не успели сильно помешать работе. Фото: АиФ/ Александра Казакова

Идею забирать сотовые перед экскурсией сразу отмели ― телефоны нужны, чтобы фиксировать увиденное там, куда рядовым зрителям вход запрещен.

Дорого-богато

Театральные экскурсии, как и спектакли, не похожи друг на друга. Для них стараются подобрать день и время, когда сцена свободна, и делегация с мобильниками и фотоаппаратами в руках никому не помешает. Но нам повезло ― репетировал оркестр, на сцене монтировали декорации и пара артистов повторяли свои монологи. Поэтому нам достался внезапный бонус ― послушали музыку! И режиссёра заодно.

Для зрителей доступны три этажа, для работников театра ― восемь и минус первый.
Для зрителей доступны три этажа, для работников театра ― восемь и минус первый. Фото: АиФ/ Александра Казакова

«Для зрителей доступны три этажа, для работников театра ― восемь и минус первый, ― рассказывает второй экскурсовод Анна Шестопалько, специалист по связям с общественностью ХМТ. ― Внизу располагаются бутафорский и столярный цеха. Всего в штате 330 человек, из них 150 на сцене. Труппа артистов около сорока человек, столько же оркестр, балет. Театр сам создает весь реквизит: от париков до сложных декораций. Производство сложное и затратное ― в спектакль «Голубая камея», например, вложено около 7 млн руб».

Соглашаемся ― дорого. Но зато как выглядит! Только на один спектакль мастерицам театра требуется сшить около 150 костюмов. Например, в премьерном «Магазинчике ужасов» для главной героини их требуется семь.

Морской бой монтировщиков

За кулисами полумрак ― но это явно не мешает работникам, они деловито снуют, будто не замечая, что вокруг провода, об которые можно запнуться или связанные в гигантские узлы кулисы, в которые того и гляди врежешься, лесенки, столы на колесиках и прочий реквизит. Им тут вся обстановка хорошо знакома и привычна, нас же просят быть внимательными, чтобы не пострадать.

«Сейчас идет подготовка премьерного спектакля, видите ― монтируют декорации города, ― показывает начальник монтировочного участка Михаил Дусь. ― Работаем с закрытым занавесом, потому что на авансцене сейчас оркестр. Закрыли, чтобы их не отвлекать. Мы с вами находимся на основной сцене ― планшет размером 9 на 14 м, а за нами на арьерсцене хранятся декорации. Но иногда, если того требует режиссерская задумка, использует и её». 

За кулисами полумрак.
За кулисами полумрак. Фото: АиФ/ Александра Казакова

Высота потолка на сцене ― 26 м. Это примерно восемь этажей. Представили? А теперь представьте, что вдоль стены до самого верха установлены штанкеты для декораций. Все 47 штанкетов управляются пультом ― на нем работает машинист, рядом с которым в течение спектакля обязательно находится помощник режиссера.

При помощи пульта включают и выключают свет, меняют декорации, поднимая их до потолка, запускают круг, если требуется по ходу пьесы. Причем, даже управлять кругом ― целое искусство: точно по времени и на определенной скорости, чтобы не вылетели с него ни артисты, ни декорации.

«Все размечается на бумаге, вот, видите, у меня схема, похожая на морской бой, ― показывает Михаил. ― По ней монтировщики ориентируются, что и куда надо перемещать, какие кулисы сдвинуть. Можем отгородить разное пространство, даже сузить до одного актёра».

Перед спектаклем костюмы вывешивают в коридоре.
Перед спектаклем костюмы вывешивают в коридоре. Фото: АиФ/ Александра Казакова

Самые легкие декорации, в основном, небольшие стеночки, весят от 50 кг. Тяжелые в среднем по 200 кг. Во избежание несчастных случаев на производстве на сцене для артистов делают разметки, где они могут стоять, а куда ни в коем случае нельзя заходить, чтобы не попасть под декорацию или кулису. Последние тоже не пушинки. Когда приходит время смахнуть с них пыль, одну кулису вытряхивают шесть-восемь дюжих молодцев.

Ой, а там скелет!

В закутке возле сцены художественный беспорядок. Но это только нам, непосвященным, кажется, что предметы там свалены как попало. На самом деле они сложены и составлены так, чтобы удобно было взять, когда понадобятся. Разномастные стулья, задействованные в разных спектаклях ― нельзя убрать в сторону или заменить на другой. Разглядываем, что там еще есть ― интересно же! Как вдруг…

Разномастные стулья, задействованные в разных спектаклях ― нельзя убрать в сторону или заменить на другой.
Разномастные стулья, задействованные в разных спектаклях ― нельзя убрать в сторону или заменить на другой. Фото: АиФ/ Александра Казакова

― Ой, там скелет, ― выскакивает из угла девушка. ― Я так испугалась!

― Мама! А вон голова лежит!

― Ребят, а это точно театр комедии?

Заслуженная кура

«Можете поднимать шторки и все смотреть», ― напутствуют нас перед входом в помещение, где хранится реквизит.

У дверей потертые винтовки, прошедшие ни один спектакль, вы их могли видеть в «Свадьбе в Малиновке», например, вдоль стен ряды всякой всячины. Бутылки разного размера, посуда, колокольчик для вызова прислуги, рядом весла и ласты ― хоть сейчас меняй на свои боты, чтобы по городу проплыть!

Поднимаем очередную шторку и сталкиваемся с аппетитной пышной курой, обложенной лимончиками и огурцами. Эта пенопластовая птичка в театре не новичок, восторгами публики её не удивишь.

«Бывает, во время спектакля реквизит может испортиться, но его восстанавливают наш художники, ― объясняет Анна Шестопалько. ― Вы сейчас здесь пофотографируйтесь, и мы перейдем в художественный цех».

Съёмочный процесс в разгаре ― на полке гости отыскали корону в каменьях и по очереди снимаются в ней. Примечательно, что с таким головным убором автоматически преображается человек: меняется осанка и выражение лица. Очень приятно, царь!

Все службы экономят время артистов, у них есть помощники, чтобы они не отвлекались от своей главной задачи ― исполнить роль красиво и правильно.
Все службы экономят время артистов, у них есть помощники, чтобы они не отвлекались от своей главной задачи ― исполнить роль красиво и правильно. Фото: АиФ/ Александра Казакова

«На третьем этаже также расположены гримерки артистов, это их второй дом, ― ведёт нас дальше Анна. ― Обратите внимание ― вывешиваются костюмы перед спектаклями в коридоре. Все службы экономят время артистов, у них есть помощники, чтобы они не отвлекались от своей главной задачи ― исполнить роль красиво и правильно».

Краска на память

Театральные художники забрались на самую высь ― восьмой этаж. И мы вслед за ними. Перфекционистам и любителям порядка и чистоты туда лучше не заглядывать. Творческий порыв явно охватывает все помещение: краской залиты и пол, и стены огромного как стадион зала.

Нас сразу предупреждают: кто уляпается ― сам виноват. Но это никого не останавливает, все мчат внутрь с телефонами наперевес, надо успеть поснимать, пока не попросили покинуть помещение. А вымажешься ― не беда!

Бывает, во время спектакля реквизит может испортиться, но его восстанавливают художники.
Бывает, во время спектакля реквизит может испортиться, но его восстанавливают художники. Фото: АиФ/ Александра Казакова

Останется на память об экскурсии. Пробираться приходится с оглядкой на краску и разложенные конструкции ― детали очередной декорации. Кстати, у художественного цеха есть «портал» на сцену. Готовые декорации цепляют за крюк и спускают в специальный проем. Для безопасности люк обычно закрыт крышкой. 

На экскурсию по театру выделяется час, чтобы гости не успели сильно помешать работе. Зрителей здесь любят, но не когда они вырываются из зала и норовят заглянуть всюду и все примерить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах