Примерное время чтения: 8 минут
571

Таланты - поклонникам: чем хабаровский ТЮЗ удивит в этом сезоне

«АиФ-Дальинформ» №45. «АиФ-Дальинформ» №45 08/11/2017

Спасаться от дыма можно разными способами. Например, пойти в театр, где работает хорошая вентиляция. Шутка, но в театр всё же стоит пойти. Тем более, что открывшийся недавно в хабаровских храмах Мельпомены сезон обещает быть довольно интересным.

О том, что ждёт юного и не очень зрителя в Хабаровском ТЮЗе, корреспонденту «АиФ-Дальинформ» рассказала руководитель литературно-драматической части театра Анна ШАВГАРОВА.

В ожидании премьер

Анна Шавгарова
Анна Шавгарова Фото: АиФ/ Фото из архива А. Шавгаровой

- Вопреки театральной традиции этот сезон мы открываем не премьерными спектаклями. Они будут, но чуть попозже, зрителю немного придется подождать. Мы решили начать сезон с наших любимых спектаклей, которые не шли в репертуаре последнее время, такие как «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Вдовий пароход» И. Грековой, «Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега.

Постепенно в репертуар театра войдут спектакли, которые в виде эскизов были представлены на фестивале «Наша тема» (фестиваль-лаборатория актуальных текстов, прошедший этим летом. - Прим. авт.). В ноябре покажем премьеру спектакля-концерта «Рубироуз», режиссёр Александр Зверев. Его же эскиз «In your head» сейчас переосмысляется, идет работа над текстом. Так что, даже если вы видели его на фестивале, интересно будет увидеть новый вариант.

РУБИRose
РУБИRose Фото: Хабаровский ТЮЗ

- Я видел «Мифы народов мира» режиссёра Михаила Тычинина, публика приняла эскиз с восторгом, но в большинстве своём это были взрослые люди. «Мифы» так и останутся постановкой для взрослой аудитории?

- Мы надеемся, что они станут «более детскими». Мифы вообще вещь не очень простая, хотя знакомство с ними начинается ещё в детстве. Но когда во взрослом возрасте ты возвращаемся к ним, то начинаешь видеть те подтексты, которые не замечал раньше. Мифы в большинстве своём отражают реальный мир, а в нём есть инцесты, измены, коварство, убийства. Самые распространенные сценарии древнегреческих мифов содержат в себе множество странных, даже неприемлемых для современного человека вещей. Но при этом в мифах есть герои, совершающие подвиги, честные, искренние. Тем и благодатен этот материал, что он может влиять на разного зрителя и заставлять его думать, размышлять. Надеемся, что с этим эскизом произойдут изменения, название тоже пока является рабочим.

- Будете ли в этом сезоне приглашать режиссёров со стороны?

- К нам уже приехала режиссёр и уже репетирует - Юлия Каландаришвили. Она выпускница Санкт-Петербургского института сценических искусств, живёт и работает в городе на Неве. В конце ноября выйдет премьера детского спектакля в ее постановке. Мы познакомились практически случайно. Юлия много чего хорошего слышала про наш театр, а мы в свою очередь узнали много хорошего о ней. Мы поняли, что друг другу подходим, и Юлия с весны начала нам предлагать названия для постановки. Мы остановились на материале шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем, про мальчика Цацики. В нашей афише спектакль идет под тем же названием, как книга писательницы, - «Цацики идёт в школу». История обыкновенного шведского мальчика. Он живет только с мамой, неполная семья, как говорят у нас в обществе. Это не социальная драма, но и не зефирно-радужная история о ребёнке, который стремится к знаниям. Это живой материал, о живых, настоящих, по-своему особенных людях. Маму будет играть Евгения Колтунова, а роль Цацики исполнит молодой актёр нашего театра Влас Булатов.

Неоднозначность классики

- Будет ли что-то из русской классики?

- Наши зрители наверняка знают спектакль «Старший сын» А. Вампилова, который поставил Павел Макаров. Сотрудничество с ним показалось нам интересным, поэтому решили продолжить, будем вместе работать над пьесой «Таланты и поклонники» А. Островского.

«Просвещение зрителя» продолжится в наступившем сезоне.

Это одна из знаковых пьес Островского. Александр Николаевич сам работал в театре, поэтому писал не об иллюзорном, воображаемом мире, а о том, что хорошо знал. Театр приносил ему не только авторскую прибыль, он, например, держал вешалку в Малом театре - это тогда было довольно выгодно (в театрах тогда за возможность сдать вещи на хранение нужно было платить. - Прим. авт.). В ранних произведениях Островского чувствуется идеалистическое представление о театре, которое со временем претерпевает изменения. В «Талантах и поклонниках» перед героиней стоит вопрос выбора собственного пути - либо служить театру, либо стать содержанкой. Островский работал в те времена, когда ещё режиссуры не было и режиссёрская функция во многом отдавалась драматургу. Поэтому Александр Николаевич исключает в финале своей пьесы однозначность, отдаёт режиссёру право самому выбирать трактовку. И я предполагаю, что спектакль Макарова будет в большей степени о театре, о художнике и о его выборе и, конечно, будет решен современными средствами.

Не опера, но…

ДОСЬЕ
Анна Шавгарова, театровед, кандидат исторических наук. В 1984 г. окончила Хабаровский государственный институт искусств и культуры. В 1992 г. окончила Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Театроведение». Окончила аспирантуру Дальневосточного отделения Академии наук, института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Работала в Молодёжном театре г. Амурска. С 1991 г. по настоящее время преподаёт в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. С 1995 г. член Союза театральных деятелей. В 1995-2006 гг. работала в театре «Триада». С 2006 г. - в театре юного зрителя.

- Ближе к концу этого сезона, весной, ожидается приезд режиссера Бориса Павловича, который успел поставить «Анну Каренину» по Климу и детский спектакль «Сокровища лесных эльфов» Р. Ниемеле. В этом году Борис вёл группу на летней театральной школе Союза театральных деятелей, проходившей в Звенигороде. В школу посчастливилось попасть актёрам ТЮЗа Антону Калиниченко и Евгении Колтуновой. В формате школы был сделан спектакль «Ловля форели в Америке» по роману Р. Бротигана. Эта работа была интересна и режиссеру, и актёрам. Борис загорелся специфической музыкальной формой спектакля и решил попробовать нечто подобное у нас. Конечно, это не будет «опера», но основную часть выразительных средств на себя возьмёт музыка. Всем известно, что у нас театр поющий. Есть рабочее название - «Трубадуры», в качестве драматургической основы будет взята поэзия безымянных авторов средневековых времён. Но в какую форму всё в итоге выльется - пока неизвестно, мы в ожидании от новой, интересной работы с режиссёром.

- Анна Владимировна, вижу, что будет много экспериментов, разный материал - от хорошо знакомого зрителю до малоизвестного.  По-вашему, насколько готова публика к таким исканиям?

- Публику надо воспитывать! У нас уже есть постоянная публика, мы узнаём в лицо «своих», но это не значит, что они, раз полюбив театр, будут его поклонниками навсегда: необходимо поддерживать зрительский интерес и не только интересными постановками. Поэтому мы решили продолжить просветительский проект, начатый летом в рамках фестиваля «Наша тема»: лекции, творческие встречи, круглые столы - всё это теперь будет проходить у нас в течение всего театрального сезона, будем стараться проводить проект раз в месяц.

Первая такая встреча прошла на днях, мы рассказывали о поездке театра на III Летний фестиваль искусств «Точка доступа», посвящённый театральным и междисциплинарным проектам, представленным в необычном пространстве. Мы говорили о самых ярких медиаперформансах, действенных инсталляциях, бродилках и променадах, квестах и программах этого фестиваля. В дальнейшем будем рассказывать о других формах и персонах современного театра, о знаковых личностях в истории театра. Кстати, вход свободный.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах