Тамара Година ― постоянная участница «Амурфестов». На них она представляет разработанную керамику с дальневосточным акцентом. На современные вещи ― магнитики, брелоки, украшения ― нанесены петроглифы Сикачи-Аляна. По итогам осеннего фестиваля Година заняла третье место в конкурсе «Дальневосточный сувенир». Теперь ее товар с историческим колоритом будет представлен в точках в аэропорту и учреждениях культуры.
Любовь на всю жизнь
Тамара признается, для нее это важно в первую очередь тем, что больше людей смогут прикоснуться к истории нашего края.
― Очень приятно, когда не просто берут предметы, потому что они понравились, а интересуются, что означают эти изображения, я всегда с удовольствием рассказываю ― мы должны знать свою историю, ― улыбается мастерица. ― Я уверена, что впереди еще много открытий, Дальний Восток пока не раскрыл все свои секреты.
Да, в экспедициях сложно бывает. Приезжаешь покусанный, коленки болят, но все это проходит, а само единение с природой и историей бесценно.
Кому как не профессиональному археологу это знать! О раскопках Тамара мечтала с детства, читала и перечитывала книги и словари, легко поступила на исторический факультет в родном Комсомольске, но на втором курсе после практики «в полях» перевелась в хабаровский Пед на заочку и устроилась работать в археологический музей.
― Раскопки меня очень увлекают, находишь древнюю керамику, изучаешь узоры и композиции. Просто хотя бы прикоснуться к вещи, сделанной тысячи лет назад, интересно, ― признается Тамара. ― Да, в экспедициях сложно бывает. Приезжаешь покусанный, коленки болят, но все это проходит, а само единение с природой и историей бесценно. На дискомфорт не обращаешь внимания, потому что полностью погружен в работу. Именно с раскопок началась любовь к глине, я стала повторять горшки, а потом разработала керамику с дальневосточным акцентом. Были экспедиции международные, экспериментальные, где мы пробовали древние технологии на практике: лепили горшки, каменными топорами рубили деревья. Единственное, прерывалось это моими тремя декретами. Младшему ребенку сейчас три года, вернулась снова на работу и не расстаюсь со своим увлечением глиной.
«Мачо» из земли
― Какие находки вас восхитили, чтобы сказали: «Не зря я пошла в археологи»?
― Самые запоминающие раскопки были в 2006 году, в Солнечном районе. Длились они 2,5 месяца. Площадь раскопа 100 квадратов, глубина около двух, там мы нашли много предметов. Горшки целые и битые, орудия труда, топоры и предметы искусства. Каменная голова хищной птицы, фигурка мужчины глиняная.
― Это «харпичанский мачо»?
― Да, здорово, что вы слышали. Его еще называют «харпучанским дедушкой». У нас самая знаменитая фигурка «Амурская Нефертити» или «Кондонская Венера», найденная Окладниковым в 1963 году. Она такая красивая, высокая ― 11 см. Кстати, оригинал хранится в Новосибирске, потому что раньше было правило, из какого региона археолог, туда и отправится экспонат. Фигурку обнаружили в земле около поселка Кондон, мы своего нашли в поселке Харпичан не так далеко от Кондона. Если «Нефертити» около 3,5 тыс. лет, нашему почти 6-7 тыс. лет. Поэтому мы его дедушкой окрестили. Видно, что это мужчина, черты лица, скулы, борода ― очень выразительное лицо. Между собой называем его мачо.
― Судя по фото он буквально 2 см длиной. Как можно было на ста метрах отыскать такого кроху?
― Мы сначала разбиваем территорию на квадраты метр на метр, поддеваем землю, потом совочком начинаем перебирать в тазики, чтобы потом уже выкинуть подальше. Мой начальник Андрей Малявин перебирал землю, и ему в руки выпал «мачо». Был весь в земле, грозный вид такой, бородища казалась огромной, помыли, стал поменьше. Скорее всего это обломок чего-то, сломан в районе шеи. Пока еще не установили, что это могло быть.
Но «мачо» не самая маленькая находка. Мы достаем костяные иглы, отщепики маленькие. Это практика, многие в перчатках работают, я просто руками копаю, чтобы не пропустить ничего. Очень редкие для нашего региона находки ― изделия из кости. Все органические останки в дальневосточной земле разлагаются, таковы ее свойства. Поселение, которое мы раскапывали, датируется 6-7 тысяч лет, и найти сохранившиеся костяные бусины ― огромная удача. Эти бусины буквально вывалились мне в руки. Самая запоминающаяся поездка.
― Есть в СМИ понятие «журналистская удача», когда случайно находишь крутую тему и дико этому рад. Археологи могут полагаться на удачу или только научный подход срабатывает?
― Конечно, удача играет роль. Опытные специалисты могут просто почувствовать — изучают карту, прежде чем идти в экспедицию, говорят, здесь могли быть люди, надо посмотреть. Мне очень везет на подъемку, обследуем место, идешь по берегу, и вдруг вода тебе выносит наконечник стрелы! А другие проходят и не замечают этого!
― Выходит, история буквально лежит у нас под ногами?
― Так и есть, надо лишь ее увидеть. Памятник размывается, обвал земли происходит, речка может много материала вынести. На том же Сикачи-Аляне возле петроглифов две недели назад ходили, насобирали столько осколков горшков, отщепки, нуклеусы! Причем, перед нами шли люди, которые даже не представляли, какая ценность у них под ногами! Сейчас много технологий, с которыми проще работать археологам, есть приборы, с помощью которых можно просветить поверхность земли, делать невероятные открытия.
Искусство на халатах
― Особенности древнего дальневосточного искусства в чем?
― Очень интересные древние орнаменты на сосудах: спиралевидные узоры в виде волнистых линий, ромбов, меандров. Коренные народности перенимали эти орнаменты, когда находили старые вещи. Например, на нанайских халатах сохранены старинные узоры, поэтому многие думают, что нанайцы жили тут много тысячелетий. Но они лет 400 назад сложились как нация. Здесь обитали палеоазиаты, увы, из-за особенностей земли не можем найти костные останки древних людей. Знаем, что были монголоиды, расцвет искусства 4-5 тыс. лет назад ― Малышевская, Кондонская культура. Судим о ней по найденным горшкам, как бытовым, так и ритуальным. На них нет нагара, чистенькие стеночки, очень красивые узоры с изображением лиц, змей, переливающиеся элементы, выступающие носы, брови. Их немного, но они очень выразительные. Здесь был культурный кластер, отличающийся от других регионов. К концу неолита культура начала угасать. Скорее всего миграции начались, посуда стала не такой красивой, появилось земледелие, скотоводство.
― С чего начали сами повторять свои находки?
― Стала лепить копии, обжигала на костре, чтобы проверить те технологии. Сама копаю глину, смешиваю с песком. Беру недалеко от осиповской культуры, где найдены были самые древние горшки, сделанные 13-15 тыс. лет назад. Очень интересно повторять орнаменты, ведь все они имели свое значение.
― Но наша глина очень капризная. Помнится, в художественной школе мучались с ней ― постоянно трескалась, когда ее обжигали.
― Это да, надо подбирать примеси, добавки. В древности тоже горшки трескались, это видно по элементам керамики ― горшки не выбрасывали, а просверливали отверстие, связывали крапивными нитками или сухожилиями. К посуде относились очень ответственно. Лепил ее один человек, это была уважаемая профессия, знал свойства глины, орнаменты, советовался с шаманами.
― Какие древние изображения популярны у современных?
― Заметила, что люди в основном знают 5-7 образов петроглифов, но их гораздо больше, и я хочу, чтобы они тоже стали известны. Это лось, личины, я даже одну из сикачи-алянских личин нанесла себе татуировкой на руку. Муж, правда, не одобрил, но мне очень нравится. Утка была описана Окладниковым, но сейчас она утеряна, может, камень перевернулся. Из-за сходов земли камни двигаются, мы можем потерять этот памятник.
Часто просят сделать украшения с личинами, они очень загадочные, возможно, это духи предков или себя они изображали. Сейчас буду делать для следующего «Амурфеста» предметы, чтобы у хабаровчан были вещи с петроглифами ― историю надо помнить и ценить.
― У вас трое детей, когда вы все успеваете?
― Детей укладываю спать, включаю научную лекцию и леплю сижу. Самое лучшее расслабление ― я отдыхаю, когда работаю с глиной.