Там, где простирается непролазная тайга и горы Сихоте-Алиня, живут древние люди – удэгейцы. Многие считают, что в Хабаровском крае этой нации нет. Что лесной народ обитает в Приморье. Однако 27 июня у многих это заблуждение рассеялось.
Хабаровчане убедились, что удэгейцы по-прежнему живут рядом с ними. В парке им. Муравьёва-Амурского краевого центра впервые состоялся большой праздник «Багдыфи» (в переводе с удэгейского означает «здравствуйте»), посвященный 110-летию со дня рождения первого удэгейского писателя Джанси Кимонко. Его повесть «Там, где бежит Сукпай», многие считают библией.
Из тайги в город
Издревле сложилась традиция у лесного народа все свои праздники отмечать вместе. Жители разных деревень собирались обычно на одной большой косе. Но в современном мире всё встаёт с ног на голову. И вот лесные люди Хабаровского края пришли в город и встретились со своими сородичами из Приморья.
Из посёлка Гвасюги, района имени Лазо, где испокон веков жил народ удэхе охотой, приехали удэгейцы рассказать о своей жизни горожанам. Привезли амулеты, одежду и утварь. Не забыли про танцы, сказания и обряды.
Твоя дорога на перевал
«По кульчам, по речкам проходит родина наших предков, - начала разговор с корреспондентом «АиФ – Дальинформ» Валентина Кялундзюга, старейшина удэгейского народа из п. Гвасюги, составительница первого букваря родного языка. – Сихоте-Алинь - удэгейское название. Дословно означает: си – твоя, хото – дорога, алинь - на перевал. Наши предки раньше ходили ведь только пешком – в Бикин, в Приморье. Даже до Совгавани таким образом доходили. Сейчас мы рыбачим в основном для пропитания, а охотимся для заработков. Когда началась перестройка, очень тяжело нам было. То зарплаты не давали, то пенсии. Но, теперь всё восстанавливается. В посёлке сейчас проживает нас около 200 человек. Община охотничья работает. Нам дали в аренду охотугодия на 49 лет. Пушного зверя ловим по лицензиям, потом отправляем на аукцион в Санкт - Петербург. Более или менее справляемся».
Правда, не хватает в деревне медицинского обслуживания, посетовала удэгейка. И здание местного медпункта уже совсем обветшало. Руководство администрации хотело было совместить его со школой, которая ещё терпит. Однако по новому закону, соединять учебное заведение с пунктом здравоохранения запрещено.
Лечатся, конечно, аборигены и травами, и передают свои знания молодым. Устраивают осенью после сбора трав просветительские выставки, где рассказывают несведущим о целебных свойствах таёжных растений. Но коль вокруг бушует прогресс, не откажутся люди тайги и от квалифицированной помощи медицинских специалистов.
Последствия коллективизации
Многие малочисленные народы севера Дальнего Востока не могут похвастаться знаниями родного языка. За годы советской власти выросло поколение, которому строжайше было запрещено разговаривать на языке предков даже в собственном доме. Но удэгейцы Гвасюгов родную речь сохранить смогли. До сих пор в деревне живы аборигены, помнящие родной язык и культуру – старинные движения в танцах, сказания, песни, обряды. Народ старается сохранить гармонию жизни, совмещая её с законами природы. Охотники чтят Боа – хозяина тайги, и приносят ему перед охотой подношения. Злых духов удэхе отгоняют дымокуром из листьев багульника.
Их соседям по тайге из Приморского края повезло меньше. На языке предков удэгейцы села Красный Яр разговаривать уже не могут.
Мало знают отдалённые от Центра жители о поддержке малочисленных народов севера. Что с помощью субсидии и грантов можно отремонтировать здание, организовать курсы по обучению родному языку, издать учебник. Кто же научит современным способам общения с властью лесной народ?
Справка «АиФ-Дальинформ»
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. По лингвистическому признаку нивхов условно относят к палеоазиатам, остальные народы — к тунгусо-маньчжурам.
Первое упоминание о племени удэгай было зафиксировано в 1345 году. Удэгейцы - народ тунгусо-маньчжурской языковой группы амурской подгруппы алтайской семьи. Самоназвание: удэ. Живут в сёлах: Красный Яр Пожарского района Приморского края , Агзу Тернейского района Приморского края , Гвасюги р-на им.Лазо Хабаровского края, Рассвет Нанайского района Хабаровского края . Также удэгейцы живут в разных городах России дисперсно. Численность - примерно 1660.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть