Примерное время чтения: 6 минут
740

Где спит дракон: хабаровчанам представили экспозицию работ нанайцев

Русские тоже с интересом изучают премудрости древнего народа.
Русские тоже с интересом изучают премудрости древнего народа. / Игорь Чураков / фото из личного архива

 В Доме народного творчества выставлены работы мастеров древнего села Кондон (нанайск. «Кедр»). Древним село можно назвать потому, что первое упоминание о нём в русских летописях датируется 1651 годом. Значит, в этом году посёлку исполняется как минимум 365 лет. Есть свидетельства, что поселение древнего народа возникло в этом месте намного раньше.

Зачем стрелять?

Много легенд ходит о древнем Кондоне. Старики рассказывали: «Давным-давно летел дракон по имени Кондон. Устал, приземлился за рекой, испил воды и уснул. Сто лет проспал, а когда очнулся и хотел взлететь, не сумел: выросшие на его теле деревья приковали его к земле. Решил тогда Дракон ещё отдохнуть, так и спит по сей день»…

Но другие утверждают, что верней всего история о трёх братьях, правда и эта легенда имеет разные трактовки. Одни говорят: «…Жили три брата. Старший поссорился с двумя остальными, и пошёл искать себе место. Дошёл он до сопки, залез на неё и услышал шум. Пошёл он на шум, и увидел ямы, в которых скопилась вода, а воде кишела рыба. Это от неё вода шумела и вскипала. Вот и решил брат здесь жить»...

Эти легенды, передающиеся из поколения в поколение, знают все жители села от мала до велика. Говорят, что лет сто назад три брата встречались в Кодоне. Они приветствовали друг друга выстрелами из ружей, и метали под ноги друг другу стрелы - так издревле водилось у нанайцев.

Древностью и тайнами пропитана сама земля вокруг Кондона.

- У нас есть гора Кайласо, как в Тибете священная гора Кайлас, - уточняет Любовь Самар, заслуженная мастерица из Кондона. - Даже маньчжуры-торговцы приезжая к нам ещё до революции, поклонялись этой горе. Везли с собой угощения для неё, и обязательно чёрно-белого поросёнка. Торговля шла свободно и бойко. Нанайцы тоже ездили к соседям-маньчжурам. Богатый нанаец мог купить там себе невесту, дочку какого-нибудь мелкого князька, за связку шкур соболей и шубу.

Сколько же лет?

Официальная история села связана с именем известного русского историка-археолога Алексея Павловича Окладникова. В 1963 году при раскопках древнего поселения, расположенного на территории современного Кондона, группа учёных, во главе с Окладниковым, обнаружила древнюю скульптуру возрастом более 4,5 тысячи лет. В историю находка вошла под названием «Кондонская Нефертити» (или Венера), увековечив название небольшого нанайского посёлка, что в 80 км от Комсомольска-на-Амуре. Сейчас Кондон - единственное место в Солнечном районе Хабаровского края, где до сих пор 90% жителей - коренное население.

"Кондонская Нефертити". Фото: фото из личного архива/ Игорь Чураков

- В Кондоне проживают именно нанайцы - русских в поселении очень мало, - подтвердила Светлана Ментух, начальник отдела культуры администрации Солнечного района. - Поэтому молодёжь знает свой родной язык, и говорит на нём. Также сохраняются культура и быт народа. Мы привезли в Хабаровск экспозицию Национального этнографического музея села Кондон.

Здесь есть инструменты мастериц, которыми издревле привыкли работать кондонские женщины, традиционная утварь из берёсты, лозы. Тончайшие узоры из рыбьей кожи и бумаги вплелись в ковры, а деревянные панно пятнадцатилетних нанайцев отображают жизнь далёкого народа.

Молодёжь в посёлке охотно занимается прикладным искусством, а ещё танцует и поёт. Самый известный в Хабаровском крае нанайский ансамбль «Кэку» («Цветок») тоже из Кондона. Коллектив в краевой столице бывает не часто, всё больше выступает на международных и всероссийских фестивалях - конкурсах. В прошлом году, например, «Кэку» своим мастерством покорил американского актёра Стивена Сигала.

Во время открытия выставки девушки удивили и хабаровчан. Это были не просто танцы - целые постановки со стихами и необычными костюмами, которые шьют им местные мастерицы.

Что за «гладь»

Мастерицами Кондона гордятся все односельчане. Из-под их иглы выходят яркие наряды, традиционная нанайская одежда превращается в произведения искусства.

Традиционные праздничные костюмы с невообразимой вышивкой Любови Самар покорили жюри IX Международной выставки-ярмарки «Северная цивилизация-2014» (Москва).

- Узоры и орнаменты на нанайской одежде всегда что-то значат. Но сейчас их уже мало кто может объяснить, - сожалеет Любовь Самар. – Раньше по халату можно было определить, из какого села пришёл человек. Сейчас всё смешалось, и уже не узнаёшь - где кондонская одежда, где другая. Я училась вышивать у мамы, сидя рядом с ней. Мама родилась в 1909 году, говорила только на нанайском языке. Чтобы повторить искусство мастеров, наверное, надо родиться с этим чувством, чтобы твоё это было. Научиться истинно национальной вышивке нельзя. Я сама всерьёз занялась этим уже к сорока годам, видимо, вплотную подошла к своим корням. А дочь моя вышивает уже с 13 лет.

Раньше вышивку «гладь по настилу» нанайцы делали так: из берёсты вырезали трафареты - орнаменты, затем наносили рисунки на кусочки тонкой кожи, приклеивали их на ткань рыбьим клеем, и обшивали нитками «гладью». Такая вышивка не мялась и не рвалась десятилетиями. К сожалению, большинство работ мастериц прошлого не дошли до нас. Так, настоящий свадебный халат – большая редкость, ведь он был ещё и погребальным.

О современной жизни потомков древних нанайцев рассказывает фотовыставка. «Таланты древнего Кондона» можно посетить до 29 мая.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах