В Доме народного творчества выставлены работы мастеров древнего села Кондон (нанайск. «Кедр»). Древним село можно назвать потому, что первое упоминание о нём в русских летописях датируется 1651 годом. Значит, в этом году посёлку исполняется как минимум 365 лет. Есть свидетельства, что поселение древнего народа возникло в этом месте намного раньше.
Зачем стрелять?
Много легенд ходит о древнем Кондоне. Старики рассказывали: «Давным-давно летел дракон по имени Кондон. Устал, приземлился за рекой, испил воды и уснул. Сто лет проспал, а когда очнулся и хотел взлететь, не сумел: выросшие на его теле деревья приковали его к земле. Решил тогда Дракон ещё отдохнуть, так и спит по сей день»…
Но другие утверждают, что верней всего история о трёх братьях, правда и эта легенда имеет разные трактовки. Одни говорят: «…Жили три брата. Старший поссорился с двумя остальными, и пошёл искать себе место. Дошёл он до сопки, залез на неё и услышал шум. Пошёл он на шум, и увидел ямы, в которых скопилась вода, а воде кишела рыба. Это от неё вода шумела и вскипала. Вот и решил брат здесь жить»...
Эти легенды, передающиеся из поколения в поколение, знают все жители села от мала до велика. Говорят, что лет сто назад три брата встречались в Кодоне. Они приветствовали друг друга выстрелами из ружей, и метали под ноги друг другу стрелы - так издревле водилось у нанайцев.
- У нас есть гора Кайласо, как в Тибете священная гора Кайлас, - уточняет Любовь Самар, заслуженная мастерица из Кондона. - Даже маньчжуры-торговцы приезжая к нам ещё до революции, поклонялись этой горе. Везли с собой угощения для неё, и обязательно чёрно-белого поросёнка. Торговля шла свободно и бойко. Нанайцы тоже ездили к соседям-маньчжурам. Богатый нанаец мог купить там себе невесту, дочку какого-нибудь мелкого князька, за связку шкур соболей и шубу.
Сколько же лет?
Официальная история села связана с именем известного русского историка-археолога Алексея Павловича Окладникова. В 1963 году при раскопках древнего поселения, расположенного на территории современного Кондона, группа учёных, во главе с Окладниковым, обнаружила древнюю скульптуру возрастом более 4,5 тысячи лет. В историю находка вошла под названием «Кондонская Нефертити» (или Венера), увековечив название небольшого нанайского посёлка, что в 80 км от Комсомольска-на-Амуре. Сейчас Кондон - единственное место в Солнечном районе Хабаровского края, где до сих пор 90% жителей - коренное население.

- В Кондоне проживают именно нанайцы - русских в поселении очень мало, - подтвердила Светлана Ментух, начальник отдела культуры администрации Солнечного района. - Поэтому молодёжь знает свой родной язык, и говорит на нём. Также сохраняются культура и быт народа. Мы привезли в Хабаровск экспозицию Национального этнографического музея села Кондон.
Здесь есть инструменты мастериц, которыми издревле привыкли работать кондонские женщины, традиционная утварь из берёсты, лозы. Тончайшие узоры из рыбьей кожи и бумаги вплелись в ковры, а деревянные панно пятнадцатилетних нанайцев отображают жизнь далёкого народа.
Молодёжь в посёлке охотно занимается прикладным искусством, а ещё танцует и поёт. Самый известный в Хабаровском крае нанайский ансамбль «Кэку» («Цветок») тоже из Кондона. Коллектив в краевой столице бывает не часто, всё больше выступает на международных и всероссийских фестивалях - конкурсах. В прошлом году, например, «Кэку» своим мастерством покорил американского актёра Стивена Сигала.
Во время открытия выставки девушки удивили и хабаровчан. Это были не просто танцы - целые постановки со стихами и необычными костюмами, которые шьют им местные мастерицы.
Что за «гладь»
Мастерицами Кондона гордятся все односельчане. Из-под их иглы выходят яркие наряды, традиционная нанайская одежда превращается в произведения искусства.
Традиционные праздничные костюмы с невообразимой вышивкой Любови Самар покорили жюри IX Международной выставки-ярмарки «Северная цивилизация-2014» (Москва).
- Узоры и орнаменты на нанайской одежде всегда что-то значат. Но сейчас их уже мало кто может объяснить, - сожалеет Любовь Самар. – Раньше по халату можно было определить, из какого села пришёл человек. Сейчас всё смешалось, и уже не узнаёшь - где кондонская одежда, где другая. Я училась вышивать у мамы, сидя рядом с ней. Мама родилась в 1909 году, говорила только на нанайском языке. Чтобы повторить искусство мастеров, наверное, надо родиться с этим чувством, чтобы твоё это было. Научиться истинно национальной вышивке нельзя. Я сама всерьёз занялась этим уже к сорока годам, видимо, вплотную подошла к своим корням. А дочь моя вышивает уже с 13 лет.
Раньше вышивку «гладь по настилу» нанайцы делали так: из берёсты вырезали трафареты - орнаменты, затем наносили рисунки на кусочки тонкой кожи, приклеивали их на ткань рыбьим клеем, и обшивали нитками «гладью». Такая вышивка не мялась и не рвалась десятилетиями. К сожалению, большинство работ мастериц прошлого не дошли до нас. Так, настоящий свадебный халат – большая редкость, ведь он был ещё и погребальным.
О современной жизни потомков древних нанайцев рассказывает фотовыставка. «Таланты древнего Кондона» можно посетить до 29 мая.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть