Примерное время чтения: 7 минут
635

Должен ли театр воспитывать зрителя или угождать ему?

«АиФ-Дальинформ» №10. «АиФ-Дальинформ» №10 08/03/2017
«Юный» зритель не значит «незрелый», даже с детьми можно и нужно говорить на взрослые темы.
«Юный» зритель не значит «незрелый», даже с детьми можно и нужно говорить на взрослые темы. / Фото из архива А. Шавгаровой / АиФ

Хабаровский Театр юного зрителя, пожалуй, один из лучших театров города и края. Он молод душой и от того всегда готов к экспериментам. Начать спектакль в полночь? Легко! Выйти на улицу? Почему бы и нет. Сделать зрителя актёром? Пожалуйста!

Постановки ТЮЗа уже несколько раз были номинированы на престижную театральную премию – «Золотую маску». О театре для детей, способном удивить и научить взрослого зрителя, и о Театре мы беседуем с Анной Шавгаровой, заведующим литературной частью «Театра юного зрителя».

Фото: АиФ/ Фото из архива А. Шавгаровой

Лаборатория талантов

- Анна Владимировна, на «Золотую маску» выдвинут спектакль «Дознание», поставленный в необычной для нашего зрителя манере – иммерсивного театра. Отсюда вопрос - как появился спектакль?

- Летом прошлого года мы провели фестивалем «НАША ТЕМА». Многие знают, как «питаются», как ищут кадры европейские театры: приглашают молодых режиссёров, проводят режиссёрские лаборатории, смотрят и отбирают.

Участникам лаборатории дают неделю времени, максимум - дней десять и они за это время готовят эскизы. Критики потом смотрят, обсуждают и принимают к постановке в театре. Практика таких лабораторий сейчас даёт плоды, к примеру, вся Восточная Сибирь полнится молодыми и талантливыми режиссёрами.

Зритель перестал быть пассивным наблюдателем.

В нашем театре экспериментами с иммерсивным театром (обеспечивающим эффект присутствия, полного погружения в процесс – прим. авт.) увлекся Михаил Тычинин. На «НАШЕЙ ТЕМЕ» он представил «Дознание» по пьесе Петера Вайса, именно этот спектакль по пьесе Вайса выполнен в иммерсивной манере.

Без иллюзий

- Тяжёлое название. О чём эта пьеса?

- Речь идёт о Франкфуртском процессе - это судебный процесс над нацистскими преступниками, служившими в СС и участвовавшими в истреблении евреев в концлагере Аушвиц, что возле польского города Освенцим. По своей сути сюжет пьесы - тоже дознание, психологическая ситуация, не раз описанная в различной литературе, когда преследователь-преступник сам становится жертвой.

Тема очень сложная и о ней много сказано. Новый взгляд на неё может дать именно иммерсия. Михаил погружает зрителя в гнетущую атмосферу принуждения, отсутствия выбора. Актёры не играют в привычном понимании, они – проводники, надзиратели над зрителями. А зрители становятся действующими лицами, их заставляют читать подготовленные отрывки текста. Всё происходит в сумраке, при свечах, «надзиратели» не дают что-то менять в заведённом порядке, отходить с места без разрешения. Любые действия зрители могут совершать только по сигналу актёров.

- Звучит жутко, будто зрителя не в театр позвали, а в тюрьму посадили.

- Мы всегда очень уважаем и любим своего зрителя, но режиссёр решил, что иначе такую тему не раскроешь. Речь ведь идёт об одном из самых страшных концентрационных лагерей, ставшим синонимом смерти и страдания. Такое принуждение необходимо для более глубокого психологического погружения в предложенные обстоятельства. Совершенно справедливы отклики на спектакль, он не может нравиться или нет.  Один зритель поверил в игру и полностью в неё погрузился, получив максимальный эффект. Другой увидел лишь оболочку и не захотел идти дальше.

Поход в театр иногда можно сравнить с покупкой сосисок в магазине: либо ты берёшь то, что пробовал и хорошо знаешь, либо берёшь неизвестную марку на свой страх и риск.

Жизнь – в изменениях

- Когда вы решили выдвинуть «Дознание» на «Золотую маску», были уверены, что его примут в число номинантов?

- Осенью, после фестиваля этим спектаклем заинтересовались. Мы подали заявку, но то, что спектакль прошёл в число номинантов, для нас стало неожиданностью. Михаил Тычинин один из самых молодых режиссёров из номинантов. И в программе - двадцать три режиссёра, что гораздо больше чем в прошлые годы.

- ТЮЗ – один из немногих театров Хабаровска, готовых к экспериментам. При этом публика наша несколько консервативна, не всегда благосклонна к новшествам. Не боитесь рисковать отношением зрителя?

- У хабаровского ТЮЗа достаточно наград и регалий, но, несмотря на все прошлые достижение, театр актуален и постоянно меняется. В свою очередь, воспитывая и меняя своего зрителя. ТЮЗ - это единственный театр в Хабаровске, в котором сосредоточено такое количество подходов, жанров, режиссёрских решений. В нашем театре можно найти спектакли, поставленные в разной стилистике и для провинциального театра это нормально. Наши столичные коллеги могут себе позволить быть средоточием одной стилистики, мы - нет. И не потому, что мы должны выживать, а потому, что мы должны уважать своего зрителя, который разный, в том числе и разного возраста, потому что мы в первую очередь детский театр.

- Кстати, о детских спектаклях. Складывается впечатление, что в ТЮЗе взрослый репертуар занимает доминирующее положение. Так ли это и с чем это связанно?

- Я вас уверяю, сегодня у нас совершенно сбалансированный репертуар. Взрослый репертуар более экспериментальный, детский материал не успевает за ним по радикальности режиссёрских решений. Возможно, поэтому возникает ощущение перекоса.

Мы всё-таки отошли от привычного, традиционного театра. Сейчас есть «Дознание», «Елизавета Бам» - спектакли, в которых зритель сопричастен к происходящему, а не просто пассивно наблюдает. Возможно, и актёрам после этих спектаклей сложно возвращаться к традиционным детским пьесам. Сейчас есть в разработке спектакли, которых и по содержанию и по сценическим решениям не было в Хабаровске. И в свою очередь это поможет ликвидировать некоторое противоречие между взрослым и детским репертуаром в театре.

- Что можете сказать о театральной жизни Хабаровска как театровед и критик?

- Театральная общественность и я лично, долго упрекали Хабаровский театр драмы за перегруженность репертуара легковесными комедиями, в которых неизменно переодевание мужчин в женщин и юмор не самого высокого полёта. За прошедший сезон их репертуар претерпел заметные изменения и пополнился, что называется классической драмой. Там появились спектакль «Недоросль» - мюзикл по Денису Фонвизину, режиссёр Людмила Материнская, и спектакль «Женитьба Фигаро» в постановке Роберта Манукяна. К сожалению, современного звучания в этих достойных названиях театр пока не обрёл.

Заметно упал по репертуарному и исполнительскому уровню Музыкальный театр. Те премьеры, которые были в течение последнего сезона, говорят о снижении зрительского и профессионального интереса к театру. Много болевых точек - и кадры, и режиссура. Сегодня в этих двух театрах есть художественные руководители, и будем надеяться, что позитивные изменения произойдут очень скоро.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах