Имя Ольги Александровны Бельды давно известно не только в Хабаровском крае, но и далеко за его пределами. Её называют человеком редкой многогранности — врачом, культурологом, художником, исследователем, педагогом и общественным деятелем. Она сочетает в себе точность науки, чуткость к искусству и глубинное понимание национальных традиций. За её плечами — медицинская практика, научные труды по культуре народов Севера, сотни выставок и десятки проектов, посвящённых сохранению духовного наследия Приамурья. Но за всем этим стоит история женщины, сумевшей через испытания и утраты сохранить внутренний свет и продолжить дело своей жизни.
От медицины к науке
Детство и юность Ольги Бельды прошли в Комсомольске-на-Амуре — городе, который дал России многих выдающихся деятелей науки и культуры. С ранних лет она проявляла интерес к людям и стремление помогать. Первым шагом на этом пути стало поступление в Комсомольское-на-Амуре медицинское училище. Там она получила профессию детской медсестры и три года проработала в краевой клинической детской больнице.
Работа оказалась тяжёлой, требующей выносливости и эмоциональной стойкости, но именно в ней она почувствовала истинное призвание. Позднее Ольга Александровна поступила в Хабаровский государственный медицинский институт, окончила его с отличием и прошла интернатуру по детской неврологии.

Вернувшись в родной город, она несколько лет работала детским невропатологом. Эта часть биографии Ольги Бельды определила в ней черты будущего исследователя — терпение, внимание к деталям, понимание ценности каждого человеческого опыта.
Судьбоносным событием в жизни Ольги Александровны стала встреча с певцом Кола Бельды — легендарным исполнителем, народным артистом, человеком яркой судьбы. Их союз стал не просто браком, а духовным единением. В 1991 году у супругов родилась дочь Елена. Семейная жизнь с Колой Бельды, по воспоминаниям Ольги Александровны, была наполнена творчеством и светом.

После смерти мужа Бельды осталась одна с ребёнком и болью утраты, но не позволила себе остановиться. Она возглавила Центр межнационального сотрудничества женщин «Дружба без границ» и стала инициатором культурных мероприятий в память о супруге. Каждый год в день его рождения она организует выставки, концерты, благотворительные акции.
«Это мои корни»
В 1990-е годы Бельды полностью посвятила себя изучению традиций коренных малочисленных народов Севера. Её интерес к нанайской культуре был не внешним — это было возвращение к истокам, к памяти предков. Результатом многолетней работы стала диссертация «Нанайский шаманизм в истории и культуре коренных народов Приамурья и Приморья (середина XIX–XX вв.)», защищённая в Санкт-Петербургском государственном университете под руководством профессора П. Я. Гонтмахера.
«Нанайская культура — это мои корни. Язык, традиции, декоративно-прикладное искусство — всё это я слышала, видела, впитывала в себя в семье с рождения. Благодаря бабушке, которая не говорила по-русски, приобщилась к миру сказок, вышивки и видению окружающего мира.
В аспирантуре при подготовке к диссертации по дисциплине «Культурология» много времени проводила в архивах, музеях, библиотеках, а также ездила в этнографические экспедиции, собирая материалы. Некоторые из них впоследствии были использованы в моих произведениях живописи», — рассказала художница hab.aif.ru.

Исследования Бельды сочетают этнографическую точность и личное переживание темы. Она видит в шаманизме не архаику, а живую систему взглядов, где всё взаимосвязано — человек, природа, духи, ритуалы. Её научные труды стали частью широкой культурной миссии — возрождения интереса к духовным корням народов Дальнего Востока.
Отраженный на холсте мир преданий и легенд
Живопись вошла в жизнь Ольги Бельды не сразу. Она мечтала рисовать с детства, посещала художественные кружки, но серьёзно заняться творчеством смогла только после сорока лет. Сначала это были занятия в художественной школе и уроки у членов Союза художников, затем — собственные выставки.
Со временем в её картинах оформилась особая эстетика — сочетание этнографических мотивов с философским содержанием. В её полотнах оживают мифы и легенды амурских народов: поют птицы, разговаривают горы, реки хранят память поколений. Каждая работа словно миф, выраженный в цвете, и каждая несёт след внутреннего прозрения.
«Техника живописи и материалы могут быть разными, подчёркивать идею, которую воплощает художник в своих произведениях. Предпочитаю пластичность масла на холсте, традиции декоративно-прикладного искусства. Но для меня важнее смысл, который вкладывается в работы», — отмечает Бельды.

Особое место в творчестве художницы занимает тема шаманизма. Картины «Знамя шамана», «Бубен шамана», «Рыба, идущая на нерест» представляют собой визуальные метафоры народного мироощущения. Она сознательно использует яркие, почти открытые цвета — красно-оранжевые, жёлтые, белые. В её понимании белый символизирует чистоту и идеал, а красные тона — внутреннюю энергию жизни.
«Иногда вынашиваешь идею годами, начнёшь писать картину и оставишь на несколько лет. Иногда пишешь на одном дыхании за несколько часов, недель».
Картина «Знамя шамана» имеет за собой отдельную историю и необычна во многих аспектах. Источником вдохновения для неё стал маленький кусочек ткани из музея, а в центре композиции помещена сэвэн — женщина. Картина была написана для участия в международной выставке 2012 года Gong-ju International Art Festival в Южной Корее, которую организовал Лим Лип — профессор художественных искусств и музыки Чунамского национального университета, директор художественного музея Лим Липа, директор международного художественного фестиваля Кёнджу и президент корпорации Хён Сан.
«В картине нашло отражение мировоззрение древних художников, придающих большое значение числам, внутреннему миру шамана. Ощущения и эмоции я отразила современными красками на холсте, который не является традиционным материалом для декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера, к которым принадлежу и я. В этом состоит новация, к которой мне пришлось прибегнуть для сохранения и показа широкому кругу зрителей нашей национальной культуры, в частности, шаманизма», — рассказывает Ольга Александровна.

Пока что иностранные зрители воспринимают этнические компоненты и шаманские мотивы как экзотику — хотя, подчеркивает Бельды, все народы и культуры проходили через данный этап формирования мировоззрения. Художница признаётся, что в каждой её работе отражается не только личное переживание, но и наследие предков. В её роду, возможно, были шаманы — и хотя точных сведений об этом не сохранилось, духовная связь с ними ощущается в её живописи. Творчество для Бельды — особое состояние, близкое к трансу, когда художник перестаёт контролировать процесс, а рука сама ведёт кисть.
«Пишу картины от души. Зрители чувствуют энергию и потоки света и цвета, идущие от работ, даже, если не разбираются в живописи. А стиль и композицию картин диктуют академические знания в области живописи, полученные мною при обучении», — отмечает она.
Чтобы помнили
Художница не только занимается живописью, но и ведёт активную общественную жизнь. Она продолжает сотрудничать с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, занимается культурным просвещением, организует выставки, фестивали, творческие встречи.
Особое значение в деятельности Ольги Александровны имеет память о Кола Бельды. В Хабаровске и Нанайском районе она организовывает мероприятия, посвящённые его жизни и творчеству. В 2024 году в кинотеатре «Совкино» прошёл вечер к 90-летию со дня рождения певца, где центральное место заняло полотно художницы — портрет Кола Бельды с дочерью.

В День Победы Ольга Александровна выходит в колонне «Бессмертного полка» с портретом мужа — ветерана Великой Отечественной войны. Для неё это не просто дань памяти, а форма внутреннего диалога, возможность вновь пройти рядом с тем, кто остался частью её жизни.
Многие прохожие узнают в пожилом мужчине на фотографии артиста, хит которого «Увезу тебя я в тундру» знаком всем жителям России от мала до велика — но немногие знают, что он был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью Нахимова и боевыми наградами за победу над Германией и Японией. Его супруга считает своим долгом напоминать об этом людям.
«Не люблю загадывать наперёд»
Ольга Бельды — пример человека, сумевшего объединить науку, искусство и служение людям. Её путь — это история поиска гармонии между прошлым и будущим, между личной болью и общественной миссией. В её картинах живёт память о народе, в её словах — уважение к культуре, в поступках — внутренняя сила. Она считает, что традиционное декоративно-прикладное искусство должно быть увековечено на холсте — ведь ткань со временем ветшает, а живопись способна жить веками. В этом заключается её миссия — сохранить нанайскую культуру средствами современной живописи и показать миру, что народ её предков жив и творчески самобытен.
«Я не люблю загадывать наперед, хотя строю планы. Желаю людям, интересующимся живописью, наслаждаться красотой мира, посещать музеи, выставки, расширять кругозор, обогащать свой внутренний мир!» — заключила художница.