266

И страх, и риск. Кто в ответе за пассажиров хабаровских такси?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ-Дальинформ» № 51 16/12/2020
Дмитрий Власов / АиФ

Вчера, 14 декабря, в Хабаровске около 16 часов в ДТП с автомобилем такси погибла пассажирка. В районе Краснореченской, 69, как сообщал ранее «АиФ-Дальинформ», 48-летний водитель автомобиля «Тойота Витц» службы агрегатора такси уснул за рулём, и сначала врезался в фонарный столб, после чего его отбросило через две полосы в отбойник. 58-летняя пассажирка скончалась на месте. Водителя зажало между рулем и сиденьем.

Смертельный сон

«Я мимо проезжал и увидел этого «Витца». Сначала подумал, либо его зацепили, либо подрезали. Но, когда остановился и подошел посмотреть, говорили, что таксист уснул за рулем. Машина была искорежена, через всю дорогу пролетала и билась: сначала об столб справа, потом об отбойник слева. Целая только задняя часть осталась, а женщина погибшая как раз на заднем сиденье ехала. Видимо, очень сильно ударилась. Потом видел, как доставали погибшую пассажирку и таксиста, его зажало», – рассказал очевидец происшествия Виталий.

Для того, чтобы вызволить водителя, понадобилась помощь спасателей.

«Дежурная смена ДВРПСО выехала на место происшествия. Водитель был зажат конструкциями автомобиля, спасатели деблокировали его с помощью гидравлического оборудования. Он получил травмы, сломал ногу. Его передали скорой помощи, которая доставила мужчину в краевую клиническую больницу №2», – рассказала руководитель пресс-службы ДВРПСО МЧС России Елена Чувашова.

Полиция проводит проверку по данному происшествию.

Фото: АиФ/ Дмитрий Власов

Такси, вези!

Официальной статистики по количеству ДТП с участием такси быть не может, так как официальных такси остались считанные десятки на весь Хабаровск. Как же так, ведь дороги пестрят «шашечками» – они едва ли не на каждой третьей машине в потоке? Да, но эти автомобили работают на службы агрегаторов. «Легальное» такси имеет свой постоянный автопарк, который проходит техосмотры, штат водителей, перед каждой сменой проходящий медосмотр, и, как и любой перевозчик, несет ответственность за пассажиров (и они при этом застрахованы). «Нелегальное» такси служб агрегаторов не имеет ничего из этого. Договор на аренду машин заключается с частными лицами или предпринимателями, через эту же компанию любой желающий может заключить договор и с агрегатором. А может поступить еще проще: зарегистрироваться как водитель в приложении и брать заявки как на арендованной машине, так и на личной. По большому счету, агрегатор – это всего лишь посредник, информационная площадка. Ответственность за все, что произошло в дороге, может нести водитель. А агрегатор открестится: «он взял случайного пассажира на обочине», даже если это не так.

Впрочем, обычно пассажир обращает внимание на разницу между этими сервисами только тогда, когда столкнется с последствиями. А это бывает нередко.

«Люди ездят на такси на свой страх и риск. ДТП с такси происходят ежедневно: их очень много, большая часть – машины агрегаторов. Очень много водителей с маленьким опытом: получил права, через два месяца взял машину в аренду – и возит пассажиров. Машины, к слову, часто в отвратительном состоянии. Много иностранцев из ближнего зарубежья. Один из них, совсем молодой, рассказывал мне, что у него восемь лет водительского стажа: «Два года я машиной управляю и шесть лет управлял конем». Несоблюдение ПДД – в порядке вещей: одни так делают, потому что уверены в своей правоте, другие – потому что не знают правила. Медосмотр, естественно, такие водители не проходят. И кое-кто из них прямо с утра выпивает на дорожку. И не только выпивает: нередко вижу таксистов под наркотиками. Выдает слишком быстрая речь и расширенные зрачки. Лайфхак: если водитель жует жвачку, загляните ему в глаза. Возможно, после этого вы решите с ним не ехать. Уснувший таксист – не такая большая редкость. Заказы копеечные, так что очень многие работают по 12-18 часов в сутки», – рассказал аварийный комиссар Игорь.

По его словам, чаще всего таксисты попадают в несколько видов ДТП: выезжая из дворов, не пропускают автомобили на главной дороге, притирают во дворах, влетают в машины в потоке из-за несоблюдения скорости.

«Но самый распространенный вид ДТП – пассажир открывает дверь и задевает чужие машины. Таксисты считают, что они не виноваты, ведь это сделали не они, но это не так», – отмечает Игорь.

Фото: АиФ/ Дмитрий Власов

Обман и демпинг

По мнению заместителя директора межрегиональной ассоциации «Объединение независимых перевозчиков ДФО» Сергея Кудряшова, агрегаторы, практически полностью захватившие рынок, и потребителей обманывают, и лишают работы официальных перевозчиков.

«Уже семь лет поднимается вопрос о деятельности агрегаторов. Но законопроект «О такси» как прошел в 2018 году первое чтение, так дальше и не движется. А тем временем пассажир агрегатора ни от чего не застрахован, как в самом прямом, так и в переносном смысле. Пострадает в ДТП пассажир – все вопросы только к водителю. Насколько я знаю, по всей стране было только два случая – в Москве и Санкт-Петербурге – когда пассажирам удавалось через суд получить компенсацию у агрегаторов. В остальных они благодаря пробелам в законе находят способы доказать свою непричастность. Помимо обмана пассажиров захват агрегаторами рынка привел к обвалу рынка перевозок. Они устанавливают расценки – хотя по закону не имеют права – без учета расхода топлива, износа и других показателей, которые должны учитываться. И цена – 8 рублей за километр в Хабаровске – далека от реальной, которая не может начинаться меньше, чем 20-25 за км. Профессиональные водители за такие суммы работать не согласны, но в лицензированных такси заработать тоже не могут: цены на поездки там выше, а, значит, заявок практически нет», – говорит Сергей Кудряшов.

Доказать ответственность агрегатора будет сложно, однако получить компенсацию от водителя – возможно.

«Если человек получил серьезные травмы в автомобиле такси, будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого можно заявить гражданский риск о компенсации морального вреда и материального ущерба. Но даже если пассажир пострадал незначительно, он все равно может подать иск о компенсации в порядке гражданского судопроизводства», – говорит адвокат Константин Бондаренко.

Тем временем, попадают в ДТП не только неофициальные такси, но и вполне регламентированные автобусы. По статистике ГИБДД, за 11 месяцев года произошло 47 ДТП по вине водителей автобусов. В них погибли 3 человека, 87 пострадали. В прошлом году по их вине произошло 89 ДТП, в которых 97 человек ранены, и один погиб.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах