Музей ретро-автомобилей готовится к открытию в Хабаровске. Часть экспонатов хабаровчанам знакома ― клуб «Авторетро-100» активно участвует в городских и краевых мероприятиях.
Будущие экспозиции осмотрел корреспондент hab.aif.ru.
Ленина принимаете?
Выставочный павильон разместился в центре города под площадью Города воинской славы.
― Люди по центру гуляют и к нам заглядывают, ― рассказывает главный механик клуба «Авторетро-100» Сергей Могильный. ― Просят посмотреть ― не отказываем, хотя музей еще не готов. Проводим их, показываем наши машины, отвечаем на вопросы. Обычно приезжие удивляются, что такие старые автомобили и на ходу. Хабаровчан-то этим не удивишь: и на параде видят ретро-авто, и на мероприятиях.
Парадокс: ретро-музей еще не открылся, но уже есть объемная книга отзывов. Хотя и книгой ее назвать сложно ― листки, на которых писали гости, скрепили на проволоке. Конструкция получилась по музейным меркам необычная, но интересная.
Сергей передвигает по проволоке «карты гостя» и называет города, из которых прибыли посетители: Ванино, Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Якутия, Москва, Иркутск. География богатая, как и у экспонатов ― их собирали с разных концов страны. За некоторыми машинами приходилось охотиться, другие находили брошенными гнить в огородах (этот вариант самый распространенный).
Кстати, среди спасенных от гибели в коллекции «Авторетро-100» два экспоната на колесах, не относящихся к автомобилям. Их видишь сразу, как только заходишь в павильон. Это прародительница современного общественного транспорта ― раритетная телега Автогужтреста с деревянными колесами, обитыми для надежности железом. Иначе по дорогам прошлого века долго не проездила бы. Впрочем, и по нынешним тоже лучше не рисковать.
Второй ― пушка, которая когда-то давно стояла на «Дальдизеле». Ее едва не сдали на металлолом, но удалось спасти и сохранить.
У клуба есть еще предметы с приставкой «ретро»: старенькое кресло-качалка, проигрыватели пластинок.
― Однажды хабаровчанин принес нам в подарок гипсовый бюст Ленина, ― вспоминает Могильный. ― Сказал, что разбирал в квартире, доставшейся от пожилых родственников, и нашел Ильича. Выбрасывать жалко стало, решил, что ретро-клубу он подойдет. Обязательно используем его при составлении экспозиции.
Цвет правоохранительных органов
За 26 лет существования клуба любителей автостарины собралась весьма внушительная коллекция. В планах довести до ста число действующих единиц ― стараниями механиков и волонтеров эта задача в ближайшее время будет решена.
Хотя задача, прямо скажем, непростая ― коллекционерам порой достаются машины в плачевном виде. Приходится искать к ним запчасти, «доноров», чтобы вернуть им вторую жизнь. Зато после работы механиков авто будто снова спустилось с заводского конвейера!
Гордость клуба ― полное собрание «Москвича» от 400 до 427 модели. Очень интересно сравнивать, как менялись автомобили с годами.
― Мы выстроим машины по периодам: довоенное время, военное и послевоенное, ― рассказывает Сергей Могильный. ― Добавим плакаты, описание для каждого авто, чтобы люди могли сами почитать. Один ряд полностью сделаем милицейским. Здесь можно видеть, что служебные авто в разные годы были по-разному окрашены: сначала синие, потом желтые. Это не просто так ― лимонный цвет признали оптимальным и утвердили по ГОСТу.
В милицейском ряду не только машины, но и мотоцикл с коляской. Авторетро ― это и про мото, и про велотехнику. Последних тоже собрана внушительная коллекция, и все тоже на ходу. Пыль сдуй ― и катайся!
Машина ― зверь
«Запорожцам», воспетым в 1990-е Богданом Титомиром, выделят в музее особое место. Очень уж они радуют всегда посетителей! Обычный «Запор», «горбатый», недавно подаренный хабаровчанкой, и «сельский вариант». Последний, пожалуй, самый интересный из них. В свое время полноприводная машина использовалась и в колхозах, и в армии. Неказистая на вид, внутри она довольно вместительная, а если снять крышу, то еще и очень стильная.
Самая представительная ― блестящая «Чайка» ГАЗ-13. Ее называли лучшим лимузином Советского Союза. Простые смертные на таких машинах не ездили, даже мечтать не смели! Они полагались высшим чиновникам и выдающимся гражданам. Вместимость ― семь человек, длина кузова как у среднего автобуса ― 6,5 м.
«Чайка» попала сюда из соседней области. Машину восстановили и сегодня ее иногда арендуют для свадеб. Еще реже ― для разводов.
«Победа» 1956 года выпуска уникальна ― свое шестидесятилетие она встретила в пути. Причем, преодолела расстояние, которое по силам не каждому юному авто.
― Эта машина приняла участие в 2016 году в автопробеге, посвященном Дню Победы, ― говорит Сергей Могильный. ― Сначала своим ходом до острова Русский, откуда был дан старт до Москвы. Подтверждение тому ― штраф за неправильную парковку на Васильевском спуске.
Тональность истории
Есть в коллекции авто, которое неизменно вызывает жуть. И вроде элегантное, красивое, но глянешь ― и невольно охватывает страх. Говорят, такое восприятие ГАЗ М-1 или «черного воронка» у россиян на генном уровне. Очень уж его боялись наши предки.
― Да, восприятие этой машины всегда негативное, ― соглашается Могильный. ― Чтобы смягчить, обычно говорю посетителям, что у каждого автомобиля есть своя история: плохая и хорошая. Этот ГАЗ использовался и в народном хозяйстве, и состоял на службе в НКВД. Увидеть в тридцатые его возле дома ― значит, потерять кого-то навсегда из родных или соседей.
Если на нем увозили кого-то, обратно они уже не возвращались. Помню, работал в архиве, изучал бумаги. Обратил внимание: сначала писали какое обвинение рассматривают, а потом фраза: «Особая папка». Спросил архивариуса, что это значит, оказалось, расстрел. Председателя колхоза расстреляли за ненадлежащее хранение сельхозтехники ― приехала комиссия, а с техникой что-то не то. Снег в кабине, брезент испорчен, и человека приговорили к высшей мере. Ужасно, конечно.
Недалеко от страшного «воронка» машина «на позитиве». В клубе заметили, что именно этому «Москвичу» неизменно радуются взрослые и дети. Хотя последние вряд ли могли его видеть на улицах города. Даже название у него приятное ― «Пирожок».
― «Пирожки» трудились везде: в милиции, пожарной охране, доставляли кондитерку, товары народного потребления, ― перечисляет механик. ― Удобное авто ― все-таки пикап. Сравнивали его с «Мицубиси», так у иностранца объем кузового отделения даже меньше нашего!
Детская комната
Авторетро ― это не только про «игру в машинки» взрослых дяденек. Местная детвора из клуба не выводится, в полном восторге, если старшие позволят им помочь подкрутить или шину накачать. Вот где радость-то!
― Когда мы сюда въехали, ребятишки сначала на разведку пришли, потом стали захаживать, интересно же ― столько деталей, гаек, ключей разных! Смотрят, как мы машины восстанавливаем, и сами потихоньку осваивают ремесло, помогают: ключ подадут или запчасти, ― улыбается Могильный. ― Недавно женщина заглянула: «Вот где мой ребенок! А я думаю, где он пропадает!». Зато родители спокойны.
Машины клуба примут участие в Параде Победы. А всю коллекцию хабаровчане смогут посмотреть, когда откроется музей ― планируется, что это произойдет в юбилейном для Хабаровска году.