Возвращение героя: о тайне гибели лётчика, спасшего челюскинцев

Та самая "Савоя", на которой герой спасал челюскинцев. © / Фото из книги

26 июня 1935 года тела командира Александра Светогорова, остальных лётчиков и пассажиров самолёта «Савоя С.55П» находились на поверхности земли, на месте авиакатастрофы - на Чёртовом хребте, что в 67 километрах от посёлка Лазарев в Николаевском районе Хабаровского края.

   
   

Спустя годы

Авиакатастрофа произошла ровно 81 год назад. Самолёт «Савоя С.55П» совершал полёт из Александровск-Сахалинского в Хабаровск, и потерпел крушение. На борту находились 12 человек, включая ребёнка и трёх членов экипажа: командира Александра Павловича Святогорова, радиста Ефремова и бортмеханика Стыченко. 

Есть свидетельства о том, что погода испортилась уже во время полёта, и самолёт в тумане зацепил дерево и рухнул. По другой версии, машина врезалась в сопку.

Лишь сейчас удалось по всем правилам захоронить останки на Матвеевском кладбище на недавно созданной аллее памяти, и увековечить имя храброго лётчика. Правда, за спасение 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего на Чукотке парохода «Челюскин» в феврале 1934 года ему так и не присвоено награды. Хотя все газеты тогда писали о героизме спасателей.

Многие выдержки из газет и факты из документов можно прочитать в недавно выпущенной брошюре - документально-историческом повествовании «Красный сон Светогорова». Всё это скрупулёзно, по частицам собрал Константин Пронякин, известный в Хабаровском крае журналист. Вместе с участниками расследований забытой истории крушения самолёта и неравнодушными поисковиками - членами общественного Совета по изучению исторического наследия Дальнего Востока корреспондент «АиФ-Дальинформ» побывал на церемонии захоронения останков.

Рисковый парень

- В то время, с 1930 года, Светогоров жил уже в Хабаровске, работал в пограничном лётном подразделении войск ГПУ НКВД. Перегонял самолёты на Камчатку, и был здесь известной личностью, - рассказал Виктор Рахуба, активист общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока. - Подобно Чкалову мечтал пролететь под мостом, и пролетел. Только не в одиночку, а вместе с другом Московдовым на двух машинах. Правда, пройдя между опорами хабаровского моста через Амур, друзья задели друг друга крыльями, и повредили самолёты, за что были отправлены на «губу». После –  зачинщика перевели в инструкторы. Рискованным он был человеком.

А без риска и геройства, по словам Виктора Рахуба, не было бы на Дальнем Востоке новых маршрутов и освоенных территорий. Потому и готовили в те годы лётчиков похлеще, чем космонавтов.

   
   
Александра Светогорова считали лихим парнем. Фото: Фото из книги

«Кровь кипела и двигала Светогоровым на разные дела. Больше было хороших. Не зря спустя годы Герой Советского Союза Нина Распопова - та самая «ночная ведьма», как прозвали её немцы во время Великой Отечественной войны, с теплотой вспоминала наставления инструктора Светогорова и свой первый полёт в Хабаровском аэроклубе (тогда он назывался «Школой гражданских пилотов Уншлихта)», пишет о герое Пронякин.

Известно, что в тот злополучный день, 26 июня 1936 года, Александр Светогоров выполнил не один рейс, к тому же погода постоянно менялась. Был туман, и, вылетев из Александровска-Сахалинского, при выполнении задания, командир почему-то немного отклонился от маршрута - прошёл между двух сопок. Зацепившись за дерево крылом, самолёт рухнул на землю.

В октябре 2015 года в Государственном архиве Хабаровского края группа исследователей данного происшествия обнаружила заключение комиссии Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) от 31 августа 1935 года. В VIII главе «Катастрофа Светогорова» сказано: причиной стала нелётная погода. Там же написано, что Светогоров в дни перед катастрофой был явно перегружен: совершил с 24 июня 1935 года несколько перелётов с Сахалина в Хабаровск и обратно, сидел на трассе на вынужденных посадках. В июне 1935 налетал за 15 дней 75 часов.

На борту потерпевшей крушение «Савои» находилось 12 человек, включая ребёнка и экипаж. Светогорова в аэропорту попросили задержаться. В Тымовской машинно-тракторной станции собрались сдавать кассу - миллион рублей - в Хабаровск. Упаковки денег, кроме главного бухгалтера, сопровождали директор станции и два сотрудника НКВД.

- Не одна авиакатастрофа не случается по единственной причине - всегда их несколько, но сейчас трудно сказать, почему опытный лётчик отклонился от курса, видимо решил по проливу выйти к Амуру, ведь это главный ориентир, который ведёт к Хабаровску, - рассуждает Анатолий Будник, председатель общественного совета Дальневосточного МТУ Росавиации. - Я сам летал на этом маршруте много раз на самолёте Ан-2. «Савоя» по классу в то время был очень приличным, имел два салона, мягкие сиденья, подогрев салона и два двигателя. Наши самолёты были холодными зимой и жаркими летом.

Недоумевая, Анатолий Михайлович добавил:

- Я бы спросил сейчас, зачем нужно было отправлять Светогорова и его команду в полёт, когда он в пять часов утра прилетел в Александровск-Сахалинск, попытался отдохнуть, но получил команду лететь обратно…

По совести

Не понимают сейчас многие, почему тела погибших при катастрофе пролежали больше полувека на земле. Ведь на место крушения за это время, по данным, собранным Пронякиным, совершено восемь поисковых экспедиций. Сюда наведывались в 1936 году даже представители НКВД, а в 1971- представители прокуратуры. Что они искали и расследовали - сейчас сказать никто не берётся, и куда делись деньги, тоже никто не знает. Судя по всему, погибшие их точно не интересовали. Понятно, в военное время так было, а в мирное - это единственный случай бездушия и безразличия, отмечают общественники.

Растаскали мародёры за это время на цветмет самолёт и личные вещи. Не нашлись до сих пор часы Буре, полученные Светогоровым в подарок за перелёт из Хабаровска на Камчатку.

Так бы и затерялись в тайге машина и люди, если бы не случай. В 2006 году нашли следы аварии лесорубы. К непролазному месту отправилась очередная экспедиция. Собрали сохранившиеся останки в мешок для экспертизы, но довести дело до конца не смогли.

- История эта легко объяснимая, но её трудно понять с человеческой точки зрения, - отметил один из членов той экспедиции Алексей Шестаков, старший научный сотрудник отдела истории Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова. - Глухая тайга, до которой невозможно просто так добраться. Лесодобытчики волею случая набрели на останки, которые лежали на поверхности, немного покрытые дёрном. Благодаря главе администрации посёлка Лазарев Владимиру Сергееву про место крушения узнала общественность, но к тому моменту никто уже и представить не мог - какой самолёт там лежит.

Обследовав детали конструкции самолёта, группа из Хабаровска во главе с главой администрации посёлка совершенно случайно обнаружила останки людей. Они лежали поверх земли. Но на тот момент установить имена погибших не удалось. Останки пришлось захоронить в братской могиле, за которой никто не ухаживал, и она со временем заросла и скрылась от глаз.

Спустя ещё несколько лет новый случай помог довести историю до логического конца. Житель села Иван Шило нашёл неизвестную могилу, и сообщил о ней в Хабаровск.

Спустя 80 лет, в 2015 году, кости и уцелевшие личные вещи погибших были тщательно обследованы экспертизой. К проверке фактов подключились многие службы, в том числе и Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.

Нашлись родственники погибших. Их приглашали и на церемонию захоронения в Хабаровск. Однако никто из них не смог приехать. Что ж, хотя бы герой наконец-то похоронен по-человечески, и, возможно, его могилу всё-таки навестят родственники и потомки.