ВЭФ открыл новые возможности для Дальнего Востока

Годовой перерыв в проведении Восточного экономического форума еще раз доказал, что эта площадка - важный и нужный ресурс ни только для всей России и Дальнего Востока, но и для стран АТР. Почему ВЭФ-2021 положительно отразится на социальной жизни дальневосточников? Отчего иностранные эксперты и инвесторы пристально смотрят в сторону российской Арктики? На эти и другие вопросы «АИФ-Дальинформ» в эксклюзивном интервью ответил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

   
   

Новый взгляд 

- Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинофрм»:Алексей Олегович, на протяжении многих лет вы участвовали в ВЭФ в качестве руководителя одного из институтов развития. Сейчас - уже в роли министра. Как это повлияло на восприятие форума, на вашу повестку, приоритеты?

Алексей Чекунков: То, что функция работы определяет сознание - это совершено верно. Перед Фондом развития Дальнего Востока и Арктики, которым я руководил, была поставлена задача как можно больше денег вкладывать в приоритетные инвестиционные проекты, чтобы ускорить экономический рост. И на каждом ВЭФ я радовался каждому подписанному соглашению, каждому рублю, который мы вкладывали в новые предприятия. Сейчас, уже в должности министра, я рад каждому рублю, который нам удается направить на улучшение качества жизни дальневосточников. Ведь миссия Минвостокразвития России – сделать жизнь на Дальнем Востоке и в Арктике, во всех ее аспектах, лучше и привлекательнее. Да, это не просто, да это не быстро. Но, как показывают последние пять лет, мы уверенно движемся к достижению этой цели. Когда Президент Владимир Владимирович Путин говорит о том, что 57 млрд рублей будут проинвестированы в развитие первичного звена здравоохранения, это означает, что дальневосточники получат качественный медицинский сервис. Мы нашей работой к этой цифре добавляем ещё 20 млрд рублей в следующем году, плюс  ещё 6 млрд в год на медицину для трудно-доступных населенных пунктов. Итого - плюс 26 миллиардов рублей дополнительно на качественную медицину для людей. 

- Действительно, улучшения, заметны не сразу, но они же есть и увидеть их можно.

- Вы правы. Вот, например, посещая улицу Дальнего Востока, я в павильоне Якутии увидел интересный стенд, где на интеллектуальном экране можно было посмотреть результаты ВЭФ прошлых лет. Я помню, как в 2016 году Якутия подписала первое соглашение с компанией "Колмар". К нам в Фонд развития Дальнего Востока пришел тогда еще генеральный директор компании, а теперь уже Губернатор Кемеровской области, Сергей Цивилев. Он положил на стол фотографии якутской тундры сказал: «Вы должны дать деньги сюда!». Речь шла о вложениях четырех миллиардов рублей. Тогда мы столкнулись с массой проблем и вопросов. Но в итоге Фонд поддержал проект и в 2016 году на ВЭФ соглашение было подписано. Сейчас же мы знаем, что "Колмар" стал одним из ведущих угледобывающих предприятий Якутии и России, серьёзно развивается, созданы тысячи рабочих мест, идет развитие портовых мощностей. И теперь мы понимаем, что любой проект играет в долгую и то, о чем мы сегодня договорились, не зря. И мы бьемся за реализацию любого соглашения, которое мы подписываем - чтобы количество перешло в качество. Стратегия развития восточных рубежей России очень серьезная и важная. ВЭФ - мощный инструмент, но в этом году он стал особенным. За несколько дней работы при непосредственном участии Владимира Владимировича Путина были детально рассмотрены вопросы привлечения инвестиций в   агропромышленный комплекс, горнодобывающую промышленность, инновации, высокие технологии, транспорт логистику, лесной комплекс, строительство жилья, нефтегазохимии. Особое внимание уделено работе по социальному развитию регионов: как сделать здравоохранение на Дальнем Востоке лучше, как построить новое жильё, какими должны быть современные города,  как их развивать. Президент ознакомился с результатами социологических исследований, которые показывают, о чем говорят простые люди, что их волнует в первую очередь. Одна из очень важных инициатив моего руководителя и лидера дальневосточного подразделения «Единой России»  Юрия Петровича Трутнева, с которой он выступил накануне ВЭФ – это запуск программы «Тысяча дворов». Речь идет о масштабной программе благоустройства дальневосточных дворов. Они должны стать уютными, комфортными и интересными для всех. На Дальнем Востоке мы постараемся реализовать этот проект максимально быстро, без проволочек и бюрократии. ВЭФ-2021, по сути, стал площадкой для обсуждения проблем людей, перспективных направлений развития территорий.

Россия откроет миру новую Арктику

- 2019 год был рекордным по количеству гостей, подписанных соглашений. Годовая пауза как-то сказалась на статусе данной площадки, как, по сути, главного форума стран АТР? И почему на этом форуме иностранные эксперты так настойчиво обсуждали тему Арктики?

- Президент России Владимир Владимирович Путин со сцены Восточного экономического форума сказал четко: «Россия является  неотъемлемой частью АТР!». Я помню его слова в послании Федеральному собранию в 2014 году, когда, собственно, и началась стратегическая программа по развитию Дальнего Востока, ставшая национальным приоритетом на весь 21 век. Россия - Тихоокеанская держава. А Дальний Восток – это, ее восточный фасад. Здесь создаётся будущее и нас ждет интересное сотрудничество с нашими коллегами из Азии и стран АТР. 

   
   

- Да, на одной из сессий ВЭФ эксперт из Норвегии Гденн Дисэн, профессор Университета Юго-Восточной Норвегии, отметил, что никто не понимал, зачем Россия решила сосредоточиться на развитии ДФО, определив это направление стратегическим. Только теперь становится понятно, что вторым этапом будет Арктика и Северный морской путь, который изменит устоявшийся веками принцип мировой транспортной логистики. И, судя по всему, многие амбициозные планы уже скоро будут реализованы?

Логистические перемещения грузов по земному шару сейчас выстроены в сложные цепочки. Это сказывается на стоимости товаров. Только сейчас иностранные инвесторы и политики начинают понимать, что мы планомерно движемся к неизбежным изменениям в этой сфере. Модель, выработанная на Дальнем Востоке, будет реализована и в Арктике, где есть два направления - берег и море. Ключевые проекты будут реализовываться в арктических морях. Благодаря новым технологиям, которые позволили создать ледоколы нового поколения, пробивающие льды толщиной до пяти метров, Северный морской путь станет круглогодичной магистралью. Россия - безусловный мировой лидер в арктической навигации, мы первые, кто прошли этим путем, первые кто создали атомные ледоколы. Северный морской путь - самый короткий путь из Европы в Азию. С меньшими объемами потребления топлива, меньшим воздействием на окружающую среду. Эти факторы станут определяющими для грузоотправителей. Сейчас мы работаем над развитием контейнерной линии перевозок по Северному морскому пути. Реализуются проекты по созданию сухогрузов арктического класса, работающих на сжиженном газе. Они по расписанию будут курсировать по арктическим маршрутам из портов Дальнего Востока, Мурманска и Санкт-Петербурга, в которые международные компании смогут доставлять свои товары. И это, без преувеличения, станет революцией в мировой логистике. Второй этап развития Арктики – материковая часть. Северный морской путь не сможет существовать без современной инфраструктуры и портовых территорий. А для этого нужно улучшать на этих суровых территориях качество жизни – ведь Россия является мировым лидером по численности людей, проживающих за Полярным кругом. Наша приоритетная задача - сделать города и поселки Дальнего Востока и Арктики комфортными и удобными для людей, связавших свою жизнь с развитием этих стратегически важных территорий нашей страны.