«Ваш ребёнок – растение». Мама поставила на ноги дочь и помогла другим

Наталья Шестакова-Мурзина / личный архив

В Хабаровске живёт Наталья Шестакова-Мурзина. Её дочь с рождения имеет тяжёлый диагноз, но он не стал преградой для достижений. В том числе и спортивных, которыми далеко не каждый здоровый может похвастаться. И всё благодаря Наталье. Она помогла не только своей дочери, но и многим другим людям, создав четыре авторских методики реабилитации инвалидов.

   
   

Двенадцать суток реанимации в роддоме и второй юношеский разряд по плаванию в 12 лет. Это история про девочку Олю с диагнозом ДЦП, которая ходит, говорит и участвует в международных плавательных соревнованиях. И про её упорную маму.

«Ваш ребёнок – растение»

Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Оля родилась с диагнозом «детский церебральный паралич»?

Наталья Шестакова-Мурзина: Да. У меня были очень трудные роды, в ходе которых дочке повредили шею. В тяжёлом состоянии её поместили в реанимацию. Из роддома я вышла без живота и без ребенка – это был настоящий ужас, словами не передать. Сначала врачи обнадеживали нас с мужем, а после 12 суток реанимации мы забрали ребёнка домой. Я тогда ещё надеялась, что все будет хорошо. Но Оля очень плохо развивалась. Мы практически никуда не выходили, даже на улицу – очень тяжело было видеть на себе сочувствующие взгляды мам на детских площадках, деликатно отводящих от нас с Олей своих детей. А потом один из известных в Хабаровске детских неврологов мне сказал прямо: «Мамаша, ваш ребёнок – растение. Она не будет ходить, говорить, и с этим уже ничего не поделаешь».

Возможно, мне была нужна эта шоковая терапия. Я борец по натуре и с таким мнением врача не могла согласиться. И начала бороться.

Фото: личный архив/ Наталья Шестакова-Мурзина

Сначала был Китай. Мы поехали туда по совету знакомых и прожили там почти три года. Ежедневные занятия, мануальная терапия – иглы, массажи. Оля научилась сидеть, ползать и даже стоять. Ходить я её учила в воде. Диагноз, конечно, никуда не ушел, но моя дочь уже не была растением. Очень большой результат давали занятия в бассейне: снижался гипертонус мышечной ткани, Оля становилась более расслабленной, спокойной. И, самое главное, эти занятия ей доставляли удовольствие.

– Так вы и пришли к плаванию?

   
   

– Вернувшись в Россию, я сделала ставку именно на него. Мы стали регулярно ходить в бассейн. Сначала я пыталась заниматься с дочерью, однако лучший результат дали занятия с инструктором. Оля поплыла самостоятельно через несколько занятий, научилась удерживать своё тело, дышать в воде.

– А когда впервые решили принять участие в соревнованиях?

Весной 2019-го года в «Амурской волне» в Амурской области. Потом мы с Олей поехали в Башкортостан на турнир Таяновича среди инвалидов всех категорий. Дочь получила квалификацию в спорте и проплыла на второй юношеский разряд по плаванию. Сейчас мы работаем над техникой и ставим перед собой новую цель – третий взрослый разряд по плаванию. Но в Хабаровске нет возможностей для таких детей, как Оля, заниматься плаванием на профессиональном уровне. Хорошо бы, если бы появились специализированные государственные школы для детей инвалидов, обучающие их плаванию, спорту.

«Бери всё в свои руки»

– Неужели совсем ничего нет?

– Есть спортивная адаптивная школа, однако она рассчитана не на всех детей-инвалидов. С грубыми физическими нарушениями туда не берут, не работают с аутистами – дело в том, что занятия у них не индивидуальные, а групповые. Я приходила туда несколько раз, говорила о необходимости создания индивидуальных занятий для тех детей, которые в этом нуждаются. В ответ я только и слышала, что это непросто. И поняла, что если чего-то хочешь добиться – бери всё в свои руки и делай. Со своей идеей по организации занятий по плаванию для детей-инвалидов я пошла в местные благотворительные фонды. В первом мое предложение не сочли интересным, а во втором поддержали. И в октябре-ноябре 2019 года за счёт средств коммерческой организаций прошёл проект «Старт к мечте». Тогда денег хватило на оплату 11 индивидуальных занятий по плаванию для 7 человек. Следующие 11 занятий для 22-х детей субсидировала администрация Хабаровска. Третьим нашим этапом стала заявка на федеральный грант. Проект «Плыву к мечте», который сейчас реализуется в Хабаровске, получил президентскую поддержку. Плаванию обучаются 35 человек, заниматься они начали с сентября, и завершатся занятия в мае 2021 года.

Фото: личный архив/ Наталья Шестакова-Мурзина

Воскресный спорт

– Наташа, но вы на этом не остановились.

– Мой четвёртый проект называется «Воскресная подзарядочка». Это замечательный волонтерский проект для хабаровских семей, воспитывающих детей-инвалидов. Здесь мы работаем не только с детьми, но и с их родителями. Один раз в неделю собираемся группой единомышленников, чтобы вместе позаниматься спортом. Первое занятие состоялось в феврале этого года.

– Это востребовано?

– Ещё как! По правилам проекта, одновременно могут заниматься не более 15 человек. Мы каждый раз заранее составляем список желающих принять участие в тренировке, так у нас постоянно еще человек 10, а то и больше, в резерве стоят. Специфика группы в том, что участие в ней могут принимать дети и с ментальными нарушениями развития, а не только с двигательными. В группе дети разных возрастов – от трех до 16 лет. Оказалось, что даже подростки не могут выполнять самые элементарные спортивные упражнения, а инструкции к ним понимают с трудом.

Мы начинали с того, что объясняли детям, как приседать, прыгать, бросать мячи, выполнять упражнения на пресс, мальчишек учим отжиматься и подтягиваться.

– Занятия платные?

– Все наши проекты бесплатные. С семьями занимаются четыре опытных инструктора, которые находят на это время и желание. Зал для тренировок нам предоставлял бесплатно один из спортивных клубов города, но, к сожалению, на нем сказались карантинные явления. Недавно нам сообщили, что будут вынуждены взимать с нас деньги за аренду, правда, со скидкой. Теперь мы ищем выход, работаем над решением этой проблемы. Надеюсь, что найдется спонсор или зал поменяет свое решение.

– Что дают тренировки?

– В первую очередь – положительные эмоции. Понимаете, многие родители детей-инвалидов редко куда-то выходят. Их будни – это бесконечные занятия с логопедами, дефектологами, реабилитологами, медикаментозное лечение, ЛФК, болезненные массажи и прочее. Люди втягиваются и уже не замечают, что в их жизни не происходит ничего нового, ничего приятного. Мы ставим перед собой задачу не только по укреплению физического здоровья детей, но и по устранению эмоционального выгорания в таких семьях. Поверьте, это очень важно. Когда я вижу улыбки на лицах детей и родителей, понимаю, что мы всё делаем не зря, людям это нужно, им это помогает жить, ставить перед собой новые цели и достигать их.

Фото: личный архив/ Наталья Шестакова-Мурзина