Из Петропавловска-Камчатского в Восточную Арктику отправилась крупная научно-исследовательская экспедиция НК «Роснефть».
Ее основная задача — получить породы континентального шельфа этого труднодоступного и малоизученного района. Добыть их планируют при помощи малоглубинного стратиграфического бурения в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. Также в рамках экспедиции будут проведены работы по изучению строения подводной породы в море Лаптевых. Ученые надеются получить уникальные данные по геологии российской Арктики, которые важны не только для отечественных исследований, но и для мировой науки.
Это четвертая подобная экспедиция. Ранее, в 2020–2022 годах, в рамках реализации проекта компании по стратиграфическому бурению, уже проводились аналогичные работы в северных районах Карского, Чукотского морей и моря Лаптевых. Скважины, пробуренные в ходе исследований, стали первыми в истории изучения региона. В процессе работ была освоена уникальная технология бурения и геофизического исследования скважин в сложных геологических и климатических условиях северных морей.
Нынешняя экспедиция — составляющая масштабного проекта компании «Роснефть» по стратиграфическому бурению, изучению возраста и последовательности формирования осадочных пород в северных морях России. Она будет самой продолжительной и более насыщенной в плане исследований, чем предыдущие. Комплексная программа исследований продлится до конца года. Многие работы, запланированные в рамках экспедиции, будут проведены впервые в истории изучения российского Севера. В частности, планируется освоить бурение с новой системой изолированных компоновок, которое поможет решать исследовательские задачи в геологически сложных районах.
Основная нагрузка в ходе работ ляжет на уникальное российское судно «Бавенит» (АО «Росгеология»), созданное для инженерно-геологического бурения. Оно полностью укомплектовано инновационным отечественным оборудованием, которое разработано и изготовлено под задачи экспедиции и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин, и с точки зрения геофизических исследований.
«Бавенит» — судно ледового класса, предназначенное для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах и в зонах, где не работают системы навигации. Оно оснащено передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовано системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точностью до 10 см при спокойной воде и в пределах одного метра при штормах до трех баллов. Бурильные компоновки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью», — сказал Сергей Гирвич, начальник экспедиции научно-исследовательского судна «Бавенит».
Добытые в ходе экспедиции образцы станут прежде всего источником геологической информации, необходимой для определения возраста (стратификации), состава и условий формирования пород шельфа Восточной Арктики, а также прогнозирования состояния нефтегазовых систем региона.
По словам Романа Лукашева, руководителя группы проектов «Иннопрактики», керновый материал доставят в МГУ, где проведут различные геохимические и геофизические исследования. Изыскания такого рода уникальны, и не только для российской науки. Перед отечественными специалистами стоит задача получить информацию о возрасте пород, которая позволит верифицировать геологическую модель арктического региона. Это очень важно для планирования любых работ на Крайнем Севере.
Эту точку зрения поддерживает и Николай Малышев, замдиректора Департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть»:
«Создание достоверной геологической модели любого региона — это ключ к познанию недр, в том числе к обнаружению новых месторождений нефти и газа. Наша программа помогает получать огромный пласт геологической информации, которая обрабатывается, интерпретируется. Специфика этой экспедиции в том, что мы планируем вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски».