Туманный прогноз. Синоптик рассказала, какую погоду сложнее предсказать

Таисия Купрякова: «Прогноз должен быть точным». © / Таисия Купрякова / Из личного архивa

«Самолет задержан по метеоусловиям». Это фраза, которую не хотят услышать пассажиры, ведь она означает дополнительные часы ожидания и возможные трудности с дальнейшими пересадками. Но она же значит и то, что отправиться в полет именно сейчас опасно. Избежать проблем, предупреждая о малейших изменениях погоды, помогают авиационные синоптики. Одна из них — Таисия Купрякова. Она работает в аэропорту Хабаровска и вообще не боится летать на самолетах, потому что точно знает, сколько человек заботятся о том, чтобы ее путешествие прошло хорошо.

   
   

Романтика облаков

— Как ты выбрала профессию?

— В 16 лет я подружилась с ребятами, которые увлекались туризмом, ходила с ними в походы и настолько влюбилась в природу, что решила обязательно связать с ней свою жизнь. Специальность «гидрометеорология» понравилась сразу. В школе я не очень любила учиться, но в университете все поменялось. Я стала отличницей, заглядывала в рот каждому преподавателю, они открыли мне мир нашей атмосферы. Мы сидели на паре и разглядывали облака. Что может быть лучше? А на летней практике выходили в море на корабле.

— Где может работать гидрометеоролог?

— Во многих транспортных направлениях, на железной дороге, я знаю, есть синоптики. В гидрометцентрах требуются кадры. В нашем хабаровском я проходила итоговую практику. Потом начальница сказала: «Тася, сходи еще в аэропорт посмотри, но не смей туда идти работать, вернись к нам обязательно». Я пришла, и там мне очень понравилось. Плюс там тоже были нужны молодые специалисты. Сейчас, кстати, все еще нужны, четыре года прошло, но людей не много прибавилось. А мои коллеги уже на пенсию рвутся.

Гроза из ниоткуда

— Насколько точный прогноз может дать авиационный синоптик?

— Он должен быть максимально точным. Надо сказать, сколько метров видимость будет в дожде или снеге, конкретную высоту нижней границы облаков, градус и скорость ветра... Первое время мне казалось это очень сложным. Но старшие коллеги охотно помогали, подсказывали. Быстро ввели меня в курс дела. Оказалось, что все не так трудно.

   
   

Прогноз, кстати, дается не в виде текста, а в виде метеорологического кода, который един по всему миру. Любой летчик из любой страны его поймет.

Здания аэронавигации (слева) и хабаровского аэропорта. Фото: международный аэропорт Хабаровска

— Что сложнее всего предсказать?

— Туман. Там практически нереально указать точную видимость в метрах. Он бывает просто как молоко, а бывает легкой дымкой. А летом гроза. Иногда она появляется буквально из ниоткуда.

— Что происходит, когда что-то не предсказали заранее?

— Это бывает редко, но, если так произошло, первое, что мы делаем, — выпускаем прогноз на посадку. Это прогноз для пилотов, которые находятся в воздухе. Он действует два часа и дается на самые опасные условия, показывает, как может развиваться ситуация при худшем раскладе. Потом корректируем основной прогноз.

— А можете запретить вылететь или сказать: «Ситуация опасная, срочно садитесь!»

— Многие, кому рассказываю, кем работаю, думают, что я запрещаю самолетам вылетать. Но это не так. Мы просто даем погодные условия, а что с этим делать, решают уже пилоты и диспетчеры. Если командир экипажа видит опасный участок, он должен запросить у диспетчера разрешение свернуть, и тот уже говорит, куда можно уйти. Решение не вылетать тоже принимаем не мы. Многое зависит от опыта пилота, есть ли у него допуск лететь в такую погоду. И от самого воздушного судна: некоторые из них могут лететь даже с очень низкой видимостью.

— Плохо, когда самолет не вылетает вовремя?

— Это нормально. Плохо, когда неожиданно поменялись погодные условия, а мы это не предсказали, и самолет ушел на запасной аэродром. Будут разбирательства, почему не учли.

Самое страшное, если случится авиакатастрофа. Был такой случай. Не по моему прогнозу, и синоптик вообще был не виноват, он как раз заранее сообщил, что погода плохая, низкая облачность, плохая видимость. Летел самолет малой авиации с людьми, которые обслуживали радиолокационные вышки. Они сами и пилот были не местные, из Амурской области, не знали особенности нашего ландшафта, что посреди долины находится горный хребет Хехцир. Из-за плохой видимости врезались в него и погибли (В сентябре 2021 года самолет Ан-26 ЗАО «Летные проверки и системы» на полном ходу влетел в склон сопки и разбился, его обломки нашли на склоне горы Хребтовой. Погибли шесть человек — прим. ред.).

Я тогда уже какое-то время проработала, привыкла ко всему, немного расслабилась. Но эта ситуация напомнила, что от нашей работы зависят жизни людей. Да, наш синоптик был не виноват. Но я задумалась, что было бы, если бы я давала прогноз, не преду­смотрела погодные условия и это случилось бы по моей вине.

Метеотабло отображает погоду с полосы. Фото: Из личного архивa/ Таисия Купрякова

Праздники на работе

— Самолеты летают днем и ночью. Погоду надо отслеживать круглосуточно?

— Да. Нас больше 10 человек, работаем сменами. У нас два рабочих места. Один синоптик дает прогноз по аэродрому. Точка в центре взлетно-посадочной полосы, и от этой точки радиус восемь километров. На этот кружок надо дать прогноз на 30 часов. Другой синоптик готовит прогноз по району. Он большой — от Амурской области до середины Японского моря. На этих рабочих местах мы меняемся. И мне это нравится, выполняешь разные задачи, нет рутины.

— А сколько часов длится смена?

— По-разному в разное время года. Зимой, в зависимости от месяца, может быть одно дежурство через три-шесть дней выходных. Работаешь при этом сутки — с восьми до восьми утра. А в летнее время смены чаще, но по 12 часов. Сначала дежурство с восьми утра до восьми вечера. Потом два дня отдыха, и к концу второго дня выходим с восьми вечера до восьми утра.

График меняется, потому что летом более подвижная атмосфера, а зимой внезапных изменений практически нет. Ветер прогнозируется, снегопад ты видишь заранее, циклоны редкие и формируются далеко на югах, идут оттуда. Туманов и гроз практически не бывает. Но это особенность хабаровского климата. Сахалину, Камчатке, Якутии, даже Приморью повезло меньше, у них зимой условия сложнее.

— Такой график плюс или минус?

— Конечно плюс! Есть время для хобби. Я шью, гуляю, занимаюсь спортом. Сложно, правда, договориться о встрече с родными и друзьями — должны совпасть выходные. И ты можешь работать в праздники, я уже встречала так Новый год. Хотя отмечать праздники на работе тоже здорово. Особенно 8 Марта. Вся огромная толпа наших красивых мужчин тебя поздравляет.

Главный вопрос

— Каким ты видишь будущее своей профессии?

— Я думаю, будет больше процессов автоматизировано. Весной я ездила на Всемирный фестиваль молодежи, он меня очень вдохновил, я поняла, что будущее за IT-технологиями. Они будут внедряться в нашу работу. В любом случае эта специальность не умрет. Возможно, модернизируется, но она будет всегда.

Досье

Таисия Купрякова, 26 лет. Родилась в Комсомольске-на-Амуре, потом переехала с родителями в Хабаровск. Окончила Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке по направлению «гидрометеорология».