Таежный голод. Животные ходят по дорогам из-за дефицита кабанов и дуба

Skitterphoto / pixabay.com

На этой неделе водителья из Хабаровска снял на видеорегистратор и опубликовал в Instagram видео двух тигров, прыжком пересекающих автотрассу перед машиной. А в прошедшие выходные на улице Пионерской непосредственно в Хабаровске насмерть сбили косулю. Встречи человека с лесными гостями и раньше не были редкостью, но этой зимой количество подобных «свиданий» резко возросло. Ситуации, что и говорить, стрессовые и опасные для обеих сторон.

   
   

В поисках пропитания

Хозяев амурской тайги часто видят рядом с поселками Казакевичево и Бычиха. Что объяснимо: в районе Казакевичево находится государственный природный заповедник, тигры на этой земле жили задолго до освоения её людьми.

«Тем, кто увидел и смог снять тигров в их естественной среде, очень повезло. За них можно только порадоваться: они встретили такое редкое и красивое животное в природных условиях. Но для безопасности обеих сторон автодвижения – и животных и автомобилистов – водителям необходимо соблюдать скоростной режим», – сообщил первый заместитель министра природных ресурсов Андрей Стрельников.

Конечно, теоретически, самое оптимальное – строительство переходов (мостов) для животных, чтобы они могли пересекать трассу безопасно, свободно перемещаясь по ареалу. Такой переход есть, например, в Приморском крае на «Земле леопарда», но на Дальнем Востоке он единственный.

Но притяжение животных к посёлкам и городам обусловлено как естественными, так и вынужденными причинами. А именно, голодом в тайге.

«Косуль на Большом Уссурийском острове обитает очень много, как и вокруг города. Сбитая косуля на Пионерской могла прийти с острова в поисках пропитания и, скорее всего, была напугана бродячими собаками, которые за ней погнались. Так она, спасаясь от них, оказалась на проезжей части городской трассы. С тигром же, на мой взгляд, проблема двоякая: с одной стороны, мы увеличиваем их численность, поскольку Россия перед мировым сообществом взяла на себя обязательства к 2022 году довести численность популяции до 700 особей. С другой стороны, из-за АЧС – африканской чумы свиней, популяцию кабана приходится искусственно снижать, а кабаны главный корм амурского тигра», – рассказал заместитель начальника отдела сохранения объектов животного мира комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края Олег Егорушкин.

Фото: ФГБУ «Земля леопарда»
 

Чумной след

В Приморском крае почти все пригодные для обитания тигров площади плотно ими заселены и потому для увеличения популяции остается только северная часть территории – Еврейская Автономная, Амурская область, и Хабаровский край. При этом сейчас в Хабаровском крае очень низкая численность кабанов: 0,25 на одну тысячу гектаров. Причина в том, что выполняются рекомендации правительственной комиссии по нераспространению АЧС. Но в результате у тигров возникают проблемы с пропитанием, отчего они чаще выходят к населённым пунктам и охотятся на собак.

   
   

Да, они и раньше это делали, но сейчас, в связи с падением численности кабанов, собаки добычей становятся намного чаще. Естественно, стоит ожидать увеличения конфликтных ситуаций и при встрече хищника с людьми. Встаёт непростая дилемма: обязательство по увеличению популяции тигров при снижении Минсельхозом и Россельхозом численности их основного корма.

Если хищников гонит в города отсутствие кабанов, то копытных – вырубка дуба. Это одно из основных кормовых растений для них. Дубы продолжают вырубать, а значит копытных, которыми кормятся большие кошки, становится меньше. И местные жители посёлков это прекрасно понимают: тигру хочется есть, а значит, он пойдёт в населенные пункты.