Суд идёт. Хабаровские турфирмы не знают, что клиенты подают на них иски

Туристические компании Хабаровска случайно стали узнавать о том, что клиенты затеяли с ним судебные тяжбы из-за невыполненных обязательств. Предприниматели рассказывают, что никаких повесток они не получали. Между тем рассмотрение дел уже назначено. 

   
   

Пандемии закон не писан 

Клиенты туристических фирм в Хабаровске стали терять терпение. Некоторые из них приобретали туры заранее еще до начала пандемии коронавируса. Кто-то вносил частичную предоплату, кто-то стопроцентную. Время собирать чемоданы уже подходит, а отдых по-прежнему под вопросом из-за карантина. Руководствуясь законом о защите прав потребителей, некоторые хабаровчане решили вернуть свои деньги через суд. Вот только ответчики оказались не в курсе этого.

«Я не получала никакую повестку, никакого приглашения. Чисто случайно московские коллеги из юридической компании зашли на сайт суда центрального района Хабаровска и увидели мою компанию. Я увидела, что на пятое число мы приглашены как ответчики. На нас подала иск клиентка, которая не улетела во Вьетнам 25 марта из-за закрытия границы. Хотя, покупая тур заранее, она сама принимала такое решение, несмотря на все риски», - рассказала член Дальневосточной региональной ассоциации туризма Валентина Асеева.

Утром деньги, вечером стулья

По словам предпринимательницы, по ее совету о назначенных судебных разбирательствах так же узнали представители еще двух туркомпаний Хабаровска. Бизнесмены тоже посетовали на то, что не получали повестки. По мнению хабаровского юриста, неявка на судебный процесс сулит ответчику с большой долей вероятности проиграть спор.  

«При этом, согласно статье 165.1 гражданского кодекса, сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. То есть для суда это не отговорка, что «я не получал». Придется потом подавать аппелляцию и отстаивать свои интересы», - рассказал юрист Алексей Жданов.

Фото: АиФ/ Михаил Коренев

Из-за введения режима самоизоляции и остановки турбизнеса, многие офисы в Хабаровске закрылись. Директора компаний отправили своих сотрудников в отпуск, а сами принялись дожидаться лучших времен. Возможно, это стало одной из причин, по которой адресаты не получали уведомления. Но некоторые руководители не стали прекращать рабочий день и лично присутствуют в офисах. 

«Я каждый день с 10 утра до 15 часов нахожусь в офисе, чтобы моим клиентам было спокойнее - мы не закрылись и готовы возобновить работу. Сейчас уже приходят и хотят приобрести туры на лето в Приморье. Надеемся, что ситуация с пандемией к этому времени разрешится. Тем, кто уже купил путевки за границу, но не улетел, я объясняю, что когда всё закончится, они смогут воспользоваться своими турами», - рассказала директор туристической фирмы Светлана Ганчина.

   
   

Как она объяснила, деньги, заплаченные за турпутёвки, считаются невозвратными. Потому что они переводятся на счета туроператоров, авиакомпаний и далее по цепочке. Поэтому для спокойствия клиентов, обязательства перед ними были оформлены в виде специальных ваучеров. Воспользоваться ими можно до 2021 года. Либо поменять направление отдыха на соразмерное по цене.

Надо потерпеть и не впадать в панику

«Я считаю, что обращаться в суд нет смысла. Потому что заплаченные деньги за тур хранятся не у нас. Они никуда не денутся и как бы хранятся на депозите. А когда все закончится, путевкой можно будет воспользоваться в любое время. Надо только потерпеть и не впадать в панику», - добавила Светлана Ганчина.

Что же касается судебных уведомлений, сотрудники Почты России пообещали провести служебное расследование. Кроме того, они порекомендовали подключить бесплатную услугу электронных заказных писем, чтобы получать юридически значимые документы в электронном формате. 

«Если организация не перешла на электронное взаимодействие, то доверенному лицу необходимо регулярно приходить в центр обслуживания юридических лиц и получать поступившие почтовые отправления, а руководству компании позаботиться о наличии почтового ящика по месту нахождения офиса для того, чтобы почтальон смог оставить извещение о поступлении корреспонденции», - рассказали в ведомстве.