«Спасти всех невозможно». Хозяйка приюта спасла около 2 тыс животных

Анна Ермакова / личный архив

Более десяти лет в своём приюте спасает брошенных животных Анна Ермакова. «Теремок» был создан весной 2010 года. Сейчас там живут более 80 животных, и у каждого из них своя история предательства, голода и унижений. Все они спасены с улицы от холода и голода, из-под колёс машин. Однако многие из бедолаг находят в итоге заботливых и любящих хозяев.

   
   

Цветы по вечерам

Александр Овечкин, «АиФ-Дальинформ»: Анна, как появился «Теремок»?

Анна Ермакова: Когда я была маленькой, мы жили в частном доме. Мне года четыре было, я накопала червяков, положила их в жестяную банку, подошла к костру, где отчим жёг сухую траву, и поставила свою ношу прямо в огонь. Вот такая детская жестокость. Не прошло и двух секунд, как последовала затрещина с сопутствующим криком: «Ты что, живодёрка?! Они же живые! Им больно!» Отчим никогда меня не бил ни до, ни после. И это мне сознание перевернуло. Я стала по-другому относиться к жизни. Позже, когда мы уже переехали в многоквартирный дом, с братьями и сестрой спасали выброшенных щенков и котят. Прятали их в ящиках из-под картошки, в заброшенном фургончике в гаражах. Носили им свой ужин. Ходили с ними по частным домам и уговаривали взрослых взять себе друга. Мечтала, когда вырасту, открыть свой приют и всех спасти. Конечно, масштабов проблемы я не представляла. Потом я выросла. В один прекрасный день пришла в частный дом к отчиму, он с нами уже не жил, с предложением: я буду его содержать, а он мне позволит построить приют у него на земле. Он согласился, началось строительство. Я продавала цветы по вечерам, чтобы заработать денег. А днём занималась стройкой приюта и ремонтом дома.

- Как животные сюда попадают?

- Люди знают мой номер или находят его в интернете, звонят, просят помочь пристроить животное. Очень часто забираю «постояльцев» из ветеринарных клиник. Мы там постоянные посетители. Порой люди приносят туда кошек и собак, которым требуется серьёзная помощь, на что они не готовы тратить деньги. Я забираю и таких, пытаюсь спасти. Часто приносят животных усыплять: если в этот момент я оказалась в клинике, опять же - пытаюсь спасти.

Тома. Фото: АиФ/ Александр Овечкин

Работая за четверых

- Вы держитесь исключительно на пожертвования. Во сколько обходится содержание животных в приюте?

- Передержка стоит обычно от 150 рублей в сутки. У меня бывают 2-3 платных подопечных - это те, кого не просто подкинули, а за содержание их платят люди, которые их принесли. Это то, что касается, условно говоря, дохода. Содержание животных обходится на порядки больше. Например, только за лечение одной больной кошки за последние два дня я отдала около 7 тысяч рублей. Кому-то нужен специальный корм, кому-то дорогие лекарства, кому-то требуется оперативное вмешательство.  И это всё помимо обычных расходов. В приюте электрическое отопление. В месяц это 15-20 тысяч. А ещё вода, откачка шамбо, корма, лекарства, зарплата работникам - почти 70 тысяч рублей в месяц. Когда не хватает денег, все работы в приюте беру на себя: и уход, и ремонты вольеров, так как животные постоянно всё крушат. Сейчас за лето нужно успеть отремонтировать две комнаты для собак, на это нужно более 60 тысяч рублей. Когда денег не хватает, приходится крутиться самой: работать за четверых, влезать в долги, брать кредиты.

   
   

- Чтобы люди давали деньги, необходимо заслужить их доверие, почему они тебе доверяют?

- Доверяют обычно люди, которые непосредственно меня знают и видят приют с изнанки. Видят усилия, результаты работы, а это около 2 тысяч спасённых, вылеченных и пристроенных хвостиков, их любовь ко мне, как они преображаются. Такие люди обычно помогают, поддерживают. В их числе мой будущий супруг - Анатолий. Но есть и такие, кто постоянно обвиняет меня в наживе. Это в основном те, кого я условно обидела, например, не забрала у них щенков, которых они наплодили, потому что стерилизовать собаку дорого. Или сами люди корыстные. Они ни копейки бы не потратили на «бездомышей» и считают,  что все вокруг что-то делают ради выгоды или пиара. Они считают, что я живу в особняке, катаюсь на крутой тачке и питаюсь исключительно в дорогих ресторанах. Всё это, разумеется, на деньги неравнодушных граждан, в то время как несчастные животные гибнут у меня в приюте от голода и холода. Это особенно обидно, когда из-за очередной операции сбитой машиной собаке, сидишь по уши в долгах и берёшь очередной кредит.

«Полподъезда смотрели»

- У тебя есть личные животные помимо обитателей приюта?

- Все они тоже когда-то были выброшенными. Когда мы познакомились с моим будущим мужем, у него было два спасённых им кота и кошка, а у меня - две домашние собаки и две уличные. Сейчас у нас дома ещё шесть кошек на лечении. Вообще, животные постоянно кочуют между домом и приютом и подчас однозначно понять, кто в приюте живёт, а кто у тебя - сложно. Ещё у меня есть змея. Полоза я забрала у змеелова в Хабаровске, когда розы продавала на улице лет 8 назад. Он так деньги зарабатывал. Предлагал сфотографироваться с истощённой бедолагой. Я сфотографировалась, отдала ему все заработанные за день деньги и забрала несчастное животное. До сих пор живёт у меня. Ест замороженных мышек и катается у меня на шее. В природе она не выживет, так как не умеет охотиться.

Есть животные, которые очень долго живут в приюте, их никто не хочет брать, и они тоже становятся как родные. Дольше всех прожил у нас пёс Цезарь, недавно его не стало, и об этой истории я пока не могу говорить без слёз.

- Много попадает в твои руки экзотических животных?

- Были хорьки в ужасном состоянии, попугай-нимфа с опухолью на крыле, летучая мышка, шиншиллы, кролик, черепаха. Кого только не выбрасывают наши замечательные люди. Морскую свинку не удалось спасти. Её хозяин умер, и она двое суток просидела на балконе без еды и воды. Мы пытались её выходить, лечить, но, увы, ничего не помогло.

Фокс. Фото: АиФ/ Александр Овечкин

- Печальных историй у вас, к сожалению, хватает.

- Да. Бывает и просто откровенное равнодушие. Недавно полподъезда стояли и смотрели, как кошка бьётся в агонии несколько часов. Клиника через три дома от них! У тех деток 19-летних, которые мне написали, якобы денег даже на проезд не было. У половины подъезда, видимо, тоже. Я сказала, чтобы везли в клинику, оплачу им такси и подъеду сама. Но действий не последовало. Когда кошка одному из них прокусила палец, сразу появились деньги на проезд до травмпункта. В итоге она промучилась два часа, пока мы по пробкам доехали из Северного в Южный и оттуда в клинику. Поимка «кидающегося злобного животного» без каких-либо хитростей заняла у меня две секунды… Видимо, одеяла во всём подъезде тоже ни у кого не было.

- Можно ли сделать так, чтобы животные не оказывались на улице?

- Нужен действующий закон об обязательной стерилизации всех неплеменных животных. Пока люди будут бесконтрольно плодить своих домашних питомцев, проблема не решится. Мне человек по 50 в день звонит таких, кто хочет сдать щенков и котят от своих питомцев. Либо не хотят тратить деньги на стерилизацию, либо считают, что она калечит животных. А на мороз выставить новорождённых котят, щенков - это норма, грех на душу якобы не взяли. Видели бы они, в каких муках такие бедолаги умирают! По факту от стерилизации одни плюсы: продолжительность жизни собаки увеличивается почти в два раза, кошки - почти в три.

Я стараюсь отдавать из приюта только стерилизованных - это мой главный вклад в то, чтобы бездомных становилось меньше. Но при всём желании я не могу забрать с улиц несколько тысяч бездомных животных, чьи ряды пополняются каждый день безответственными людьми, которые выбрасывают их на улицу.

Кто в «Теремке» живёт?

Мерфи. Пса сбила машина. У него было разорвано лёгкое, с такой травмой обычно не выживают, и сломана лапа. Еле живого, задыхающегося, Анна привезла его в самую дорогую клинику. Собаку сразу забрали на операцию. На следующий день пёс встречал Анну, стоя на трёх лапах и виляя хвостом. Ему поставили дренаж в лёгкое, через который каждые два часа нужно было откачивать воздух. Пришлось забрать в приют и самим проводить все процедуры, а операцию на лапу можно было делать только через три недели. Сейчас Мерфи здоров и активно прыгает. Хозяин так и не объявился, хотя пёс был в ошейнике.

Тома. Позвонила плачущая женщина. Сказала, что её кошке собаки оторвали лапу, а денег на ветклинику нет. Такими и худшими последствиями заканчиваются, рано или поздно, любые самостоятельные прогулки животных. Анну встретили хозяева кошки и сообщили, что она куда-то убежала. Нашли её только к вечеру следующего дня. Как она только кровью не истекла и не умерла от болевого шока? Котейку прооперировали. Сейчас с ней всё в порядке, на трёх лапах носится с собратьями. С прежними хозяевами ей не выжить, Анна ищет ей новых.

Фокс. Щенка привезли неравнодушные прохожие усыплять, так как не хотели тратить деньги на его лечение. У пса были сломаны задние лапы. Анна вовремя оказалась в клинике. Привезла троих на стерилизацию, уехала с четырьмя. Две операции Фоксу обошлись в 15 тысяч.

Мерфи. Фото: Из личного архива/ Анна Ермакова