Шесть грехов: что запрещено на Введение во Храм Богородицы 4 декабря 2025

4 декабря 2025 года по православному календарю отмечается один из величайших праздников Богородичного цикла — Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, возвещавший миру о начале особого промышления Божия о человеческом роде и о предуготовлении нерукотворного Храма воплощения Сына Божия. Этот светлый день предстоял в центре церковного года как напоминание о священной тайне избрания Девы Марии, приведённой родителями ко храмовым вратам, где раскрывалась будущая история спасения. Церковь с глубокой древности воздавала этому событию особое благоговение, видя в нём начало того пути, который привёл человечество к величайшей тайне Боговоплощения.

   
   

Историческое содержание

Апокрифические свидетельства о Введении восходили к ранним христианским повествованиям, главным образом к греческому «Протоевангелию Иакова», в котором моменты рождения и посвящения Богородицы Господу были изложены с большой подробностью. В латинском «Евангелии Псевдо-Матфея» тот же сюжет передавался в более поздней обработке, сохранив ключевые детали о принесении Девы Марии ко Храму. Эти тексты легли в основу византийской традиции, существенно повлиявшей на развитие богослужебных форм праздника.

В церковных рукописях X века, среди которых Минологий Василия II и Синаксарь Константинопольской церкви, событие Введения описывалось кратко, но уже воспринималось как важная часть священной истории. По мере укрепления византийской литературы IX–XIII веков сюжет дополнялся новыми толкованиями, авторство которых принадлежало Георгию Никомидийскому, Феофилакту Болгарскому, а также анонимным творцам, включённым впоследствии в Великий Синаксарь.

К середине XVI века митрополит Макарий собрал эти материалы в Великие Четьи-Минеи, тем самым закрепив их в славянской духовной письменности. Значительную роль играли также две омилии святителя Григория Паламы, раскрывавшие богословский смысл пребывания Богородицы во Святая святых.

Апокрифы единодушно сообщали, что праведные Иоаким и Анна дали обет посвятить своё дитя Богу, и когда Марии исполнилось три года, они привели её ко храмовым вратам. Деву, по преданию, встретил первосвященник Захария, и она своим детским стремлением ко храму поразила всех присутствующих.

Фото: Православная энциклопедия «Азбука веры»

Константинопольская традиция утверждала, что по Божию внушению первосвященник ввёл Деву в Святая святых — место, куда никто из людей не входил, кроме него самого, и то лишь раз в год. Богородица пребывала при храме много лет, посвящая себя молитве, рукоделию и изучению Писания.

Славянские источники XVII века, в частности труд Димитрия Ростовского, раскрывали особенности жизни Пресвятой Девы в храме: строгое молитвенное правило, чередование труда и чтения, ангельское кормление и видения, которые открывались лишь именитым праведникам.

   
   

Древнее предание гласило, что Мария оставалась при храме до времени обручения с праведным Иосифом, избранным чудесным образом — по расцветшему жезлу, явившемуся знамением воли Божией. Таким образом, историческая ткань праздника соединяла священное предание, византийскую письменность и последующее богословское осмысление.

Установление праздника

Раннее упоминание праздника содержалось в месяцесловах VIII века, где дата отмечалась без особого торжества. Лишь позднее, с появлением гомилий, приписываемых патриархам Герману и Тарасию, церковное сознание стало выделять этот день особо.

С IX века праздник распространился по всей византийской ойкумене. На литии звучали стихиры Георгия Никомидийского, а также появились два канона — Георгия и Василия Пагариота, что придало богослужению торжественность и завершённость.

Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Фото: АиФ/ Вера Мартынова

Несмотря на высокое почитание, праздник окончательно вошёл в число двунадесятых лишь после XIV века, хотя монастырские Типиконы XI–XIV веков уже закрепляли за ним почти равный статус с величайшими торжествами.

Храмы, посвящённые Введению, получили название Введенских, а память праздника глубоко вошла в традицию православных народов, оставив след в храмовой архитектуре и народных обычаях.

Приметы 4 декабря

Неровный лёд на реке — к суровой зиме.

Много снега — к поздней и прохладной весне.

Фото: freepik.com/ @standret

Густой туман — к затяжной зиме.

Пушистый снег — к богатому урожаю.

Прозрачный лёд — к ясной погоде.

Что можно делать 4 декабря 2025 года

В этот день в деревнях устраивались зимние ярмарки, где продавцы выставляли пряники, ремесленные изделия, одежду и утварь. Площади наполнялись шумом и движением, скоморохи давали представления, а дети катались на каруселях.

Люди посещали церковь, возносили молитвы о мире в доме и благополучии семьи. После богослужения семьи собирались за праздничным столом, хозяйки подавали пироги, пряники и горячие напитки.

Фото: ru.freepik.com

Девушки собирались в домах и проводили гадания: рассматривали зеркала, узоры на стёклах, тени от свечей. О приходящем в дом человеке судили как о знамении будущего года.

Фото: Из личного архива

Крестьяне проверяли зимние запасы, приводили в порядок хозяйственный инвентарь, заготавливали корм для скота, чинили сани. Также в этот день готовили дрова, очищали дворы и укрепляли хозяйственные строения, завершая всё необходимое перед наступлением суровой зимы.

Что нельзя делать 4 декабря 2025 года

Церковный праздник сегодня был издревле окружён рядом строгих запретов, нарушение которых почиталось на Руси тяжким грехом. Число их разнится в зависимости от источника, но можно выделить ключевые шесть: 

I. На Введение было запрещено стирать, поскольку считалось, что вода уносит из дома благополучие, дарованное Богом. Нарушивший этот запрет подвергался наказанию свыше за небрежение к святыне.

Фото: pxhere.com

II. Под вечер не дозволялось подметать пол, ибо считалось, что так дом утратит милость Божию и останется под тяготой греховного запустения.

III. Запрещалось шить и вязать: нити сегодня становились путами судьбы, воздвигающими человеку препятствие. За непочтение к празднику и к Пречистой Деве, верили на Руси, рукодельниц ждала кара Божия - но тем, кто воздержится сегодня от вязания, удача в сем ремесле будет сопутствовать весь следующий год.

Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

IV. Не дозволялось плакать. Верили, что слёзы, пролитые в этот день, охлаждают сердце.

V. Запрещались охота и рыбалка, ибо нарушение тишины праздника навлекало на человека гнев Божий и становилось знамением утраты благодати.

Фото: АиФ/ Сергей Новицкий

VI. Нельзя было выносить мусор после заката: вместе с отбросами, полагали наши предки, уйдут счастье, здоровье и мир в семье, а на нарушителя снизойдёт кара за небрежение к святому дню.