Шашечки или ехать? В маленьких городах стали популярны опасные чаты такси

Поездка с таксистом-нелегалом может обернуться неприятными последствиями. © / Изображение создано с помощью AI Гервин

Поездка на такси даже с легальными перевозчиками порой напоминает лотерею. Она может пройти прекрасно, а может закончиться неприятностями. Это и хамское поведение водителей, и опасные истории. Такие, как нашумевший недавно случай с удержанием несовершеннолетних пассажирок в автомобиле. Риск увеличивается вдвойне, если клиент решается отправиться в поездку с нелегалом.

   
   

В редакцию «АиФ-Дальинформ» пришло письмо от жителя города Вяземского Хабаровского края. Он рассказал, что там набирают популярность опасные чаты с нелегальными перевозчиками. Пассажиры и водители договариваются о поездках напрямую, избегая специальных приложений и служб заказа такси. Мы решили разобраться, чего больше в таких группах: пользы или опасности.

Никакого контроля

Приведем небольшой отрывок из письма нашего читателя:

«Невозможно узнать заранее, насколько добросовестен человек, хорошо ли он водит автомобиль, нет ли у него, например, судимости. Водители из чатов не предоставляют никаких документов. Нет гарантий, что человек адекватен и не имеет преступных намерений. А ведь поездка предполагает, что в автомобиле вы останетесь с ним один на один.

Данные о заказах из чатов нигде не хранятся. Никто не может сказать, состоялась ли в реальности та поездка, о которой пользователи договорились в интернете. Сообщения из чата можно удалить, и любое упоминание о поездке пропадает. Если в пути произойдет какая-то чрезвычайная ситуация, пассажир никак не сможет доказать, что в тот момент ехал с конкретным водителем».

Автор послания отметил, что о стоимости поездок пассажир и водитель договариваются заранее, но нередки случаи, когда в итоге таксист просит заплатить больше и клиент вынужден подчиниться.

Дикий извоз

Если пассажир пользуется официальными сервисами для заказа такси, там, как правило, фиксируются номер автомобиля и имя водителя, а также указывается рейтинг таксиста. Если произойдет непредвиденная ситуация, в службе поддержки агрегатора можно оставить жалобу и решить проблему.

   
   

А на что может рассчитывать пассажир, севший в автомобиль нелегала? У него нет никакой защиты. И за доказательствами далеко ходить не надо. Вот, например, одно из сообщений в чате: «Некрасиво так делать. Ребенку дали 300 рублей, а вы взяли сверх нормы. И что ему делать, одному назад по холоду идти? На обратную поездку нет денег. Было написано, что до Хутора возьмут 150 рублей, я и дала ему 300 рублей на дорогу туда и обратно».

Это не единственный подобный инцидент. Их не может не быть на таком «диком» рынке. Но главное — родители отправляют детей одних в поездку на таких такси. Почему?

Потому что, как признаются жители Вяземского, существует большая проблема с транс­портом. Уехать в Хабаровск можно на электричке и рейсовых автобусах, но и до автостанции тоже нужно на чем-то добраться, а автобусов не хватает. С ближайшими поселками та же история: чем ждать общественный транспорт, проще вызвать такси.

Поначалу в Вяземском начали работу известные российские агрегаторы. Но с выходом в свет федерального закона об организации пассажирских перевозок (№ 580‑ФЗ от 29 декабря 2022 года), ужесточившего требования, многие водители ушли на вольные хлеба.

И такая ситуация складывается не только в этом городе, а по всей России. Но, как правило, в небольших населенных пунктах.

Нужно что-то делать

Редакция связалась с администрацией Вяземского. В устной беседе по телефону сотрудник обмолвился, что знает о ситуации, но для получения комментария попросил сделать официальный запрос. Ответ на него оказался неожиданным: «Информацией о группах (чатах) с нелегальными такси в информационно-телекоммуникационной сети интернет, администрация городского поселения „Город Вяземский“ не располагает».

А вот запрос в УМВД Хабаровского края оказался более информативным. Там объяснили, почему сложно пресекать такого рода нарушения:

«Как правило, услуги такой нелегальной перевозки оказываются посредством мобильных приложений-агрегаторов, на автомобилях, не имеющих признаков такси либо косвенно указывающих на данный вид деятельности. Выявить данные транспортные средства из общего потока ТС, использующихся в частных целях, очень проблематично, а при наличии признаков или информации, указывающей на осуществление нелегальной перевозки пассажиров, водитель ТС и сами пассажиры зачастую отказываются подтверждать факт оказания (получения) платной услуги», — говорилось в ответе.

Они убивают ваших детей

Но бороться с нелегалами все-таки пытаются. В полиции рассказали, что такие поездки могут стать просто смертельными.

Одна из трагичных историй случилась 18 августа на 146-м километре автодороги А-376 Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск-на-Амуре. Столкнулись два авто. Водитель одного из них не имел прав, но занимался частными перевозками. В ДТП погиб он сам и два его пассажира, в том числе девятилетний ребенок.

Еще одна авария с участием таксиста-нелегала, который вез детей, случилась 4 ноября на дороге между Комсомольском-на-Амуре и поселком Солнечным. Подростки вызывали машину через специальное приложение, на заявку приехал гражданин Республики Таджикистан. Он честно признался, что в такси не работает, а взять заказ его попросил друг. «Водитель Toyota Allion потерял контроль над управлением ТС, совершил съезд в левый кювет по ходу движения с последующим опрокидыванием. В результате ДТП его несовершеннолетние пассажиры 14 и 15 лет получили травмы», — рассказывают в УМВД. Правоохранители добавили, что «информации о передаче денежных средств несовершеннолетними пассажирами водителю нет, как и нет информации о поездке у агрегатора».

Как же решить проблему? Наверное, пора объединить усилия различных ведомств и не закрывать глаза на нее.

В соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 13.05.2013 № 113‑пр функции по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси возложены на Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства края. Просим специалистов управления обратить внимание на эту ситуацию и попробовать решить вопрос совместно с коллегами из других регионов страны, ведь эта беда даже не сугубо дальневосточная.