Кикшеринг, или, проще говоря, прокат электросамокатов появился в Хабаровске в конце апреля по инициативе мэра города Сергея Кравчука. Хабаровчане успели оценить новый сервис, и далеко не всегда положительно. На электросамокатах часто ездят дети, выскакивая на проезжую часть, и это уже приводило к тому, что они оказывались под колесами. Выезжают на дороги и взрослые.
Однако больше всего достается прохожим в прогулочных зонах: летом бульвары стали гоночными треками самокатов.
Инициатива мэра
«Проект реализуется на средства частного бизнесмена по инициативе мэра Хабаровска Сергея Кравчука и при содействии Совета по предпринимательству», – неоднократно отмечается на сайте администрации Хабаровска.
Еще до того, как предприниматель Сергей Гувва запустил сервис самокатов, с подачи мэрии прошла информационная кампания в его пользу. На сайте администрации размещена серия материалов, где говорится о том, что «новшество, по мнению бизнес-сообщества, должно позитивно отразиться на многих сферах жизнедеятельности», «на начальном этапе намечено сдавать в аренду 200 экологичных самокатов на электрическом ходу, развивающих скорость до 22 километров в час», «активную поддержку сервису оказывают бизнес и администрация города».
Вопросы безопасности пользователей сервиса не затрагивались, однако сохранность самих самокатов проработана тщательно.
«Большинство вопросов, касающихся запуска, уже отработано: полиция уведомлена, налажено взаимодействие с охранным предприятием, решены вопросы зарядки устройств. Все закупленные экологичные устройства передвижения по городу снабжены GPS модулем, который позволит обнаружить скутер в любой точке краевой столицы», – сообщает мэрия.
Высказался по этому вопросу и сам Гувва.
«Фиксировались попытки хищения самокатов. Хочу напомнить, что средства передвижения являются частной собственностью, а пользование ими без платы или попытка украсть могут привести к уголовному делу», – сказал он пресс-службе мэрии.
Скутер без возраста
Сейчас прокат работает в самых густонаселенных Центральном и Индустриальном районах. В теории, чтобы взять самокат, нужно установить на смартфон приложение и ввести данные банковской карты, с которой будет списываться оплата за каждый час катания. Подразумевалось, что пользоваться сервисом будут взрослые, но хабаровчане нашли множество способов обойти это условие. Кроме того, нередко взрослый берет самокат и отдает его ребенку. Кто именно пользуется скутером, никто не проверяет – на пунктах их аренды никаких представителей компании-арендодателя нет. Шлемы, к слову, также не выдаются.
Помимо того, что взять самокат может кто угодно, что с ним можно, а чего нельзя делать с точки зрения безопасности, неизвестно: Правилами дорожного движения это не регламентировано. Нередко это приводит к ДТП.
Самый серьезный случай произошел аккурат в День защиты детей. 1 июня в районе арены «Ерофей» электросамокат арендовал местный житель. Его взяла 12-летняя дочь мужчины, стала на нем кататься и врезалась в велосипедистку, в результате чего получила травмы.
По результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело.
«Задержан владелец пункта проката средств передвижения, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (организация оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью). По версии следствия, владелец пункта проката организовал оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей: не провел для них должным образом инструктаж по эксплуатации электомопеда, не обеспечил их средствами индивидуальной защиты, не принял мер, исключающих наезд электромопеда на препятствия и других людей», – сообщает СУ СК РФ по Хабаровскому краю и ЕАО.
Велосипедист на самокате
В Правилах дорожного движения вопрос с электросамокатами не урегулирован. В частности, не решено, в какую категорию попадает это устройство.
«Сейчас если человек на электросамокате допускает столкновение с пешеходом на проезжей части дороги, то это является ДТП, а если столкновение произошло в общественном месте, то несчастный случай (причинение вреда по неосторожности). Управляющий электросамокатом на данный момент приравнивается к велосипедисту, а не к водителю, следовательно, он не имеет права ездить по проезжей части дороги. Если они пересекают проезжую часть на нерегулируемом перекрестке, то необходимо спешиться. В целом на них распространяются правила такие же, как и на велосипедистов. Можно ехать в крайнем правом ряду только при отсутствии велодорожки», – сообщила старший инспектор отделения пропаганды УГИБДД по Хабаровскому краю Ольга Голубева.
В действительности же можно наблюдать противоположную картину. Электросамокаты маневрируют по дорогам.
«Катаюсь на самокате уже больше месяца, очень удобно в вечернее время подрабатывать курьером доставки еды. Мне нравится ездить по проезжей части дороги, так как хочется скорости, а на тротуаре боюсь кого-нибудь сбить из прохожих. Основные правила дорожного движения я знаю, но водительских прав у меня нет», – рассказал студент вуза Валерий.
«Электросамокатчиков сложно вовремя увидеть на дороге, так как они могут резко появляться «из ниоткуда», при этом развивают достаточно большую скорость. Естественно, не всегда возможно отреагировать своевременно на такую помеху, что и приводит к аварийным ситуациям. Они не понимают всю степень ответственности и опасности, и когда выезжают на проезжую часть, и когда ездят по тротуару», – рассказал соучредитель «Содружества автоперевозчиков и автовладельцев» Сергей Кудряшов.
Однако вопросы безопасности в Хабаровске пока что остались без ответов.
Тем временем, прокуратура проводит проверки пунктов проката электросамокатов в Индустриальном и Центральном районах.