Редакция за решеткой. В исправительной колонии №13 прошел урок журналистики

Редакция журнала «Спортсмен+» делит помещение с телестудией. На шкафу у одной стены – старая видеокамера, зато на другой напротив – сразу три грамоты «печатникам». И пусть сюжеты «телевизионщиков» и транслируют по внутреннему телевидению, зато выпуски журнала, начиная с самого первого, непрерывно читают в местной библиотеке вот уже ровно год.

   
   

В честь первого дня рождения необычного печатного СМИ в исправительной колонии №13 прошел урок журналистики, который провели главный редактор «АиФ-Дальинформ» Юлия Михалева и заместитель главного редактора «Московский комсомолец в Хабаровске» Борис Кокурин.

Со знаком «плюс»

Первый номер тогда еще просто «Спортсмена», без «+», увидел свет в марте 2021 года. Произошло это по инициативе начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ИК-13 Виталия Федосеева, благодаря которому в колонии появилось много новых секций, да и сама воспитательная работа вышла на иной уровень. Сначала его стараниями появился кружок журналистики, а потом появилась идея и выпуска собственного печатного СМИ.

Редакция журнала «Спортсмен+» делит помещение с телестудией. Фото: УФСИН России по Хабаровскому краю

«Виталий Юрьевич предложил нам выпускать спортивный журнал, эта идея показалась очень интересной. Как раз тогда у нас отбывал наказание настоящий журналист из Комсомольска-на-Амуре. Он обучал желающих на кружке журналистики, и стал помогать с журналом. Потом он освободился, и дальше мы продолжили уже сами», – рассказывает помощник главного редактора Дмитрий Акимченко.

Помимо него, в «штате» редакции еще три осужденных сотрудника. Оформлением, версткой и вычиткой материалов занимается Евгений Меренков. Берут интервью и освещают события два корреспондента – Максим Коржиков и Артур Коди. Впрочем, пишут материалы все четверо. А руководит редакцией главный редактор Виталий Федосеев. Подбирает темы, следит за сроками сдачи и итоговым оформлением, направляет.   

Дмитрий Акимченко (справа) – помощник главного редактора и спортивный корреспондент. Фото: УФСИН России по Хабаровскому краю

«Начали мы с одной только спортивной тематики, но потом стали брать все больше и другие темы. И тогда к названию нашего журнала добавился «плюс», – рассказывает Дмитрий Акимченко. – Но сам я в основном о спорте продолжаю писать».

Спорт – его страсть. Говорит с азартом хоть о бильярде, хоть о футболе. Помимо помощи редактору, Дмитрий еще и спортивный корреспондент, освещает все спортивные мероприятия в колонии, а также дает советы и рассказывает о техниках тренировок, в том числе и из своего личного опыта.

   
   

«Я на воле был активистом, много чем занимался – и выступал в хоре, и музыкой, и разными видами спорта – в беге даже награды были. Но чем-то одним на профессиональном уровне не пришлось. Но я и здесь пытаюсь взять все для себя, что возможно, все кружки и секции посещаю. Хочу для себя заложить фундамент для будущей жизни», – рассказывает Дмитрий.

Журнал «Спортсмен» выпускается в ИК-13 с марта 2021 года. Фото: АиФ/ Юлия Михалева

Он родом из Де-Кастри, в дальнейшем переехал в Комсомольск-на-Амуре. За решетку угодил совсем молодым – в 22 года. О своей истории рассказывает охотно.

«У меня приговор по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство), как у организатора. В Комсомольске в те времена многие в бандитские группировки вступали, вот и я. Приговорили меня к 24 годам лишения свободы. Уже отбыл 13, надеюсь выйти пораньше условно-досрочно», – рассказывает спортивный корреспондент.

На воле он успел закончить речное училище и немного поработать мотористом. А писать целенаправленно начал уже в колонии. Хотя и на воле был небольшой опыт – на написание эссе о жизни вдохновляла первая погибшая жена.

Утечка кадров

Корреспондент Артур Коди – новичок и в редакции, и в местах лишения свободы. Однако писать он, по его словам, очень любил всегда.

«Мечтаю книгу написать в стиле фэнтези. В ней будет и магия. Молодой человек, не знающий о своем происхождении, знакомится с девушкой. Ее родители, археологи, скрывают тайну. Они потерялись, девушка едет их искать и тоже исчезает. Молодой человек отправляется ее искать и попадает в другой мир, где узнает, кто он на самом деле», – делится планами Артур Коди.

Артур Коди (справа) мечтает написать книгу. Фото: АиФ/ Юлия Михалева

Сейчас он пишет рассказы и статьи для журнала, берет интервью. И в них тоже иногда дает волю художественным образам, что пресекает при вычитке текстов верстальщик, а по совместительству и суровый редактор Евгений Меренков.

«Я хорошо рисую, поэтому мне и доверили оформление журнала, а там и все остальное добавилось: и верстка, и с темами помогаю, и пишу сам, и тексты редактирую. На воле мы вместе с супругой писали статьи и рассказы, думаю, даже опубликуем потом часть из них, так что опыт такой был и до колонии», – рассказывает Евгений Меренков.

Он отбывает срок уже 2,5 года, до конца – еще 5 лет. На воле работал в сфере железнодорожного транспорта.

Евгений Меренков занимается версткой и оформлением журнала, пишет и вычитывает тексты. Фото: АиФ/ Юлия Михалева

А корреспондент Максим Коржиков уже скоро освобождается. «Утечка кадров», – отмечает редакция.

«Я вообще сначала электриком работал. Потом «сотрудник» нашей телестудии освободился, и мне предложили попробовать. А когда я уже там работал, то по совместительству предложили и в журнал писать», – рассказывает Максим Коржиков.

Максим Коржиков «переквалифицировался» из электрика в журналисты. Фото: АиФ/ Юлия Михалева

Новые грани

Редакцию за решеткой интересуют, по большому счету, те же самые профессиональные вопросы, что и на воле. Например, как разговорить спикера и убедить его публично рассказать о своей биографии?

«Человек профессионально занимается спортом, может дать хорошие советы, но ведь этого мало – все хотят знать и его историю. А он не хочет о ней рассказывать и вообще говорить о том, как здесь оказался. Говорит, о спорте скажу, а о себе не буду. И что тут делать?» – сетует Дмитрий Акимченко.

«Убеждать», – советуют гости.

Однако, как говорит тюремная редакция, здесь есть нюанс: с героями публикаций приходится видеться каждый день. Если они недовольны, то не забудут напоминать об этом при встрече.

Попасть на страницы тюремного журнала хотят многие осужденные. Фото: АиФ/ Юлия Михалева

Причем еще больше тех, кто оказался на страницах журнала, бывают недовольны туда не попавшие.

«Особенно в самом начале это было, да и сейчас тоже. Все хотели, чтобы мы их фотографии разместили, и они себя в журнале увидели. Но это же невозможно, а все хотят и огорчаются, если не получилось», – рассказывает Дмитрий Акимченко.

Вопросов много: где брать темы, когда ничего не происходит – как, например, в период ковидных ограничений? Какой должна быть структура текста? Нужен ли план? Есть ли жесткие правила, которым обязательно следовать, или можно писать по наитию? Как научиться журналистике?

И, конечно же, как писать, когда надо, а лень и нет вдохновения.

Делится редакция и дальнейшими планами, в которых и ряд интервью, и философские статьи, и размещение рассказов. В качестве авторов охотно пробуют себя многие осужденные, иногда на страницах журнала даже проводятся творческие конкурсы по поиску новых талантов.

Сотрудники тюремной редакции награждены грамотами за работу. Фото: УФСИН России по Хабаровскому краю

«Так как тем все больше и больше, то уже с апреля наш журнал будет называться «Грани». Почему «Грани»? Не только потому, что в жизни много граней. Грани есть и у алмаза, но когда он лежит где-нибудь в песке, то он просто камень. И только тогда, когда он проходит огранку, его грани шлифуют, он превращается в бриллиант. А именно этим – воспитанием и такого рода шлифовкой – с нами занимаются здесь, и, в первую очередь, наш главный редактор Виталий Юрьевич», – говорит Евгений Маренков.

Всего в ИК-13 сейчас действуют 12 кружков, готовится к открытию новый – кулинарии. Все они помогают осужденным получить не только дополнительные умения и профессию, но и социальные навыки, раскрыть творческие стороны, расширить кругозор и выйти на свободу готовыми и к ней, и к жизни в обществе.