Психолог объяснила хабаровчанам, как остаться с деньгами в «Чёрную пятницу»

Каждый год 24 ноября российские магазины проводят «Чёрную пятницу», которая позиционируется как день распродаж и огромных скидок. Покупатели часами стоят в очередях и даже устраивают давки, чтобы «урвать» товары подешевле, но в итоге многие остаются без денег. Что нужно сделать, чтобы не поддаться всеобщему ажиотажу и не растратить месячный бюджет за несколько часов, рассказала «АиФ-Дальинформ» психолог Екатерина Любачевская.

   
   

Как отметила специалист, торговые компании, которые проводят «Чёрную пятницу», не занимаются благотворительностью, а ставят цель подтолкнуть человека к покупкам. Чтобы потребитель приобрёл как можно больше, маркетологи заранее подготавливают почву, используя для этого особые технологии.

«Самая важная из них — это механизм ожидания. Он запускается в нашей психике при помощи ажиотажа — ярких афиш с обещанием огромных скидок, узнаваемых лиц, которые рекламируют те или иные товары, сжатыми сроками распродаж. В условиях такого искусственного ограничения человек может начать испытывать тревогу и страх за то, что не успеет купить какой-то товар», — отметила психолог.

Ограничение во времени и в количестве товара усиливают его ценность, а дефицит стимулирует интерес и усиливает страх упустить возможность его обладанием. И зачастую стремление купить желанную вещь пробуждает в нас самые низкие инстинкты.

Продавцы в «Чёрную пятницу» никогда не работают себе в убыток и зачастую преднамеренно завышают цены, а потом резко их снижают. Такой простой приём создаёт у покупателей ощущение превосходства и удовлетворения: «Я так выгодно это купил!». А закрепляет его гормональная система выработки дофамина — гормона удовольствия.

Психолог выделила три фактора, которые стимулируют людей идти за покупками — не всегда нужными, но зато, как он уверен, «выгодными». Первый — искусственно созданный дефицит, который запускает конкуренцию и желание выиграть потребительскую гонку. Второй — яркие афиши и объявления о больших скидках, подогревающие нашу лимбическую систему. И наконец, третий — постоянно нагнетаемое чувство ожидания.

«Для покупателя упустить возможность купить что-то в Черную пятницу — это в каком-то смысле испытать разочарование в своем ожидании, а также в себе. Людям бессознательно важно оправдать эти ожидания и свои фантазии от той рекламной навязчивости, которая из окружала достаточно активно и долго», — объяснила Любачевская.

   
   

Для тех, кто всё-таки планирует участвовать в «Чёрной пятнице» и закупаться вещами, специалист дала пять советов, которые помогут не остаться без денег.

  1. Заранее спланировать список необходимых покупок — это должны быть действительно нужные вещи, желание купить которые назрело уже давно;
  2. За месяц или ранее помониторить цену необходимого товара — может оказаться, что скидка на него представляет собой лишь уловку;
  3. Заблаговременно определить сумму затрат — это поможет не выйти за рамки бюджета и не сожалеть об импульсивно сделанных покупках;
  4. Тщательно оценивать характеристики и качество товара — в «Чёрную пятницу» недобросовестные продавцы норовят продать «просрочку», пользуясь случаем и эмоциональностью покупателей в этот период;
  5. Внимательно следить за своим эмоциональным и психическим состоянием.

«Все маркетинговые стратегии используются для воздействия на психологию потребителя — от музыки до запахов в торговом зале. Это целая наука манипулирования и увеличения продаж, поэтому каждый раз сверяйтесь с собой и остерегайтесь эйфории, которая затуманивает мышление. Ведь все больше и больше специалисты видят нарастающую проблему шопоголизма. Берегите свое ментальное здоровье!» — заключила психолог.