Прогулка в космос из парка Гагарина

Макс Молотов / АиФ

Благородная наука

Во второй половине дня хабаровчане, прогуливающиеся по парку им. Гагарина, могли наблюдать интригующую картину: несколько мужчин и женщин устанавливали на солнечном «пятачке» телескопы. Аппаратов было несколько – от самого маленького, размером примерно со взрослую кошку, до толстенной трубы, больше похожей на средневековую осадную мортиру. Это хабаровские уличные астрономы развернули свою походную обсерваторию, чтобы наблюдать солнечные пятна. А заодно приобщать к благородной науке прохожих.

   
   
Фото: АиФ/ Макс Молотов

Владимир Моисеев по праву является научным гуру астрономов-любителей краевой столицы. К этому делу – наблюдать за звездами – его приноровил отец. Он часто показывал сыну созвездия, объяснял устройство вселенной, рассказывал о теориях ее возникновения. Это привело к тому, что пацан к моменту окончания школы мог спокойно читать лекции по классической астрономии.

Пламенная страсть

Фото: АиФ/ Макс Молотов

С годами страсть Моисеева никуда не исчезла. Наоборот. Появился интернет, он начал искать единомышленников. И обнаружил, что в своей тяге к загадкам космоса он не одинок. Более того, в родном Хабаровске обнаружилось несколько одержимых, которые в одиночку кайфовали за чуть ли не самодельными телескопами. Владимир со всеми ними списался, встретился, поговорил и создал «Общество уличных астрономов». Чуть позже ему удалось совместить хобби и профессию, что редко бывает. Он открыл магазинчик по торговле телескопами и разной оптикой.

«Конечно, основное сплочение людей по интересам идет в сетевом пространстве. На данный момент в моих группах больше тысячи стабильных участников. В основном из России. Мы проводим сетевые симпозиумы, обсуждаем результаты наблюдений, делимся открытиями, опытом. Хабаровск в смысле наблюдений за космосом – место не слишком удобное. Мы находимся как бы в коридоре атмосферных течений, которые сильно искажают атмосферу. Все эти мутные воздушные потоки идут из Китая и Монголии и проходят как раз над нами. Однако и здесь мы добиваемся порой блестящих результатов», - говорит Владимир Моисеев.

Космический экстаз

Уличные астрономы ведут напряженную жизнь. Регулярно они устраивают выезды за город, где прозрачность атмосферы не гасят огни большого города. В полях устанавливают аппаратуру и ведут наблюдение. Их объекты – далекие галактики, туманности, планеты Солнечной системы, Луна, звезды, кометы, астероиды, метеорные потоки. Космос тянет их к себе как произведение искусства. Он прекрасен, первозданен, вечен. В тоже время бесконечно изменчив, всегда в движении, в трансформации.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

«Наверное, это эстетическое чувство – смотреть на звезды. В чем-то сродни религиозному восторгу верующего при созерцании древней иконы. Только космос неизмеримо древнее любых икон и вообще всего земного. Можно сказать, мы медитируем над телескопом. Когда прикасаешься к этой видимой глазом вечности, бесконечности и необъятности, острее чувствуешь себя живым человеком. Такое сложно понять, не вникнув в свет звезды. Большинство людей на небо не обращает внимания. Как говорил Рэй Брэдбери, человечеству дали возможность бороздить космос, а оно хочет пить пиво и смотреть сериалы», - признается Владимир.

Достать до звезды

Сессии на улицах и в парках проводятся хабаровскими астрономами еще и для того, чтобы приобщить к космосу мирно прогуливающихся обывателей. И телескопы в самом деле вызывают у людей самый живой интерес. В субботу посетителям парка им. Гагарина предлагали взглянуть на Солнце. Как раз на нем особенно отчетливо были видны пятна. Даже взрослые, не говоря о детях, делали круглые глаза, когда астрономы говорили им, что каждое такое пятнышко размером будет больше нашей планеты.

   
   
Фото: АиФ/ Макс Молотов

Участники астрономического сообщества не скрывают, что интерес к их занятиям у большинства людей сравним с любопытством посетителей зоопарка. То есть, современный «гомо телевизикус» ожидает увидеть мультяшную смеющуюся мартышку в капитанской форме, а в реальности получает лысеющую, задавленную неволей обезьяну. Так и здесь: пятна выглядят как черные точки. Как попавшая в глаз соринка. Все оттого, что смотреть в телескоп на Солнце нужно долго, вдумчиво, пропуская через себя видимую жизнь этой ближайшей к нам звезды. Тогда и ощутишь ее очарование, загадку и необоримое притяжение.

Впрочем – и с этим соглашается Владимир с единомышленниками – было бы странно, если бы по Хабаровску толпами шатались доморощенные астрономы-любители.

Кстати, любители вносят более чем ощутимый вклад в современную классическую астрономию. В России самым известным таким спецом является Тимур Крячко. Этот 49-летний мужик из Воронежа открыл шесть десятков разных космических объектов, вплоть до планет. А один крупный астероид назвал Malyshkina - по девичьей фамилии своей жены Марины.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

Так что, как видим, звезды дарить другим – вполне возможно. А прикоснуться ним вовсе не сложно. Даже из парка Гагарина.

P. S. Юрия Гагарина в Лондоне корреспондент газеты «The Sun» спросил, полетят ли когда-нибудь в космос журналисты? «Я об этом думаю с ужасом», - ответил измотанный часовой пресс-конференцией Юрий Алексеевич.