Законодательная дума Хабаровского края готовится поставить жирную точку в спорах вокруг монетизации льготы за проезд на общественном транспорте. Скорее всего, решение депутаты примут на очередном заседании 30 сентября.
Вредная льгота?
На одном из последних заседаний постоянный комитет краевой думы по соцзащите населения и здравоохранению выдал рекомендацию: принять законопроект в качестве краевого закона. Это значит, что парламентарии отменят соцпроездной.
Напомню, серьезные разговоры об отмене этих проездных начались в конце весны 2015 года. До того, конечно, были попытки монетизировать льготу, в основном, со стороны коммерческих перевозчиков. Муниципалы говорили в основном о том, что им не доплачивают за льготника. Так, человек выкупал за условные 100 рублей проездной, а из бюджета города или края на счёт перевозчика поступала компенсация в сумме 500 рублей. Однако руководство ХПАТП неоднократно заявляло: льготники совершают больше поездок, чем заложено в тариф. Эту разницу нам, перевозчикам, никто не компенсирует, в результате мы терпим убытки. У коммерсантов позиция примерно та же, но высказываются они жёстче.
«Сам факт наличия льготы у части населения уже негативно сказывается на рынке пассажирских автоперевозок, - считает Владимир Герасимов, экс-директор комсомольской компании-перевозчика. – Обратите внимание на те маршруты, где много льготников – например, «дачные». Коммерсанты на них не заявляются, потому что будет очень сложно получить компенсацию. А когда потребитель начнёт голосовать рублём, а не проездным, появится и достаточное количество автобусов, и конкуренция».
Бюджету, конечно же, проще работать с монетизированной льготой.
«Закладываем в бюджет, условно говоря, десять миллионов на компенсацию, а в конце года приходят перевозчики и заявляют: а мы больше народу перевезли, нам надо ещё пять миллионов. А где мы возьмём эту сумму, она ведь в бюджет не заложена, - объясняет Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края. – Другое дело – монетизированная льгота, когда всё уже посчитано, сколько нужно конкретному человеку, деньги заложены в бюджет и выданы.
Дайте денег
Ждёт – не дождётся принятия закона и Николай Цилюрик, министр соцзащиты населения Хабаровского края, у которого наверняка прибавилось седых волос после многочисленных митингов, где льготники поминали его совсем не добрым словом.
«Сами же льготники обращались к нам с просьбой давать деньги, а не проездной, - говорит министр. – В сельской местности нет общественного транспорта, в городах есть маршруты, по которым ходит только коммерческий транспорт, в конце концов, не придётся льготнику на холоде ждать муниципальный автобус. Мы провели 400 встреч, в поддержку закона высказались 75% граждан».
Добавляет пикантности тот факт, что проездной, по словам министра, покупают в основном работающие пенсионеры и дачники. К слову, по дачникам вопрос уже решается: депутаты предлагают увеличить количество поездок, которые подлежат стопроцентной компенсации, - с 10 до 16 в месяц.
Впрочем, не всё так уж гладко. Некоторым гражданам приходится ездить чаще остальных, но не потому что у них есть силы работать на пенсии. Например, хабаровчанка Наталья Грачёва в последнее время в неделю проезжает сумму, которую ей будут давать на месяц.
«Мне очень тяжело ходить – у меня кардиостимулятор, больные ноги. Сейчас я оказалась в такой ситуации, что вынуждена много ездить на двух видах транспорта, - сетует 75-летняя женщина. – Той компенсации, что мне положена, хватит как раз на неделю. А потом что?».
Губернатор Вячеслав Шпорт и депутаты неоднократно говорили о том, что помощь должна быть адресной. Чтобы такие, как Наталья Грачёва, не пострадали от монетизации. Например, активисты ветеранских организаций поднимали вопрос о возмещении расходов на проезд в связи с исполнением общественных обязанностей. В результате было решено компенсировать ветеранскому активу расходы на проезд за счет субсидий из краевого бюджета. Правительство края заверило, что будет вести мониторинг реализации закона, и при необходимости в него будут вносить корректировки. Посмотрим, что будет, когда законопроект обретёт статус закона.