5 декабря 2025 года по православному календарю начинается попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также отмечается день памяти трёх апостолов — Архиппа, Филимона и Апфии, явивших миру образ несокрушимой верности Христу и засвидетельствовавших силой своего страдания правду Евангелия. Этот день соединял в себе торжество священной истории и напоминание о той жертвенной любви, которая утверждала Церковь в её первых веках. Предание сохранило память о подвиге трёх сподвижников, несших апостольское служение среди языческого окружения, и их мученическая кончина стала печатью непоколебимого исповедания, достойного вечной славы.
Житие святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии
Святой Архипп, принадлежавший к числу семидесяти апостолов, был поставлен во епископа Колосских после святого Епафраса. Апостол Павел называл его своим сподвижником и утверждал его в служении, поручая ему окормление колосской церкви. Он совершал проповедь с усердием и крепостью, утверждал новообращённых в истинной вере.
Святой Филимон происходил из знатных граждан Колосс и, уверовав во Христа, превратил свой дом в церковь, где собирались верующие и совершались богослужения. Как и Архипп, он был поставлен епископом и входил в число семидесяти апостолов. На своём посту он распространял слово Божие в городах Фригии и других областях, неся людям благовестие.
Святая Апфия, супруга Филимона, также посвятила себя служению Господу. Её дом стал местом молитвы, странноприимства и утешения для всех, кто нуждался в помощи. Она принимала благовестников, кормила бедных и утруждённых путников, превращая своё жилище в прибежище милосердия.
Во время языческого празднества в честь Артемиды святые Архипп, Филимон и Апфия собрали христиан в доме Филимона для молитвы и богослужения. Идолослужители, исполненные ненависти, напали на молящихся, рассеяли собрание и схватили трёх праведников, предав их градоначальнику Артоклису.
По его повелению мучители распростёрли святых на земле и терзали ударами, затем закопали их в землю до бедер и побивали камнями. Филимон и Апфия приняли смерть под градом камней, свидетельствуя о Христе до последнего дыхания, а Архипп был оставлен еле живым на поругание и умер от тяжких ран.
Так трое святых предстали пред Пресвятой, Животворящей и Нераздельной Троицей, запечатлев свой подвиг в духовной памяти Церкви и в сердцах верующих.
Приметы 5 декабря
Тёплый день — к долгой морозной зиме.
Вода в проруби поднималась выше льда — к быстрой оттепели.
Северный ветер — к похолоданию.
Активные белки — к сильным морозам.
Крики соек — к усилению ветра.
Что можно делать 5 декабря 2025 года
Верующие приходили в храм ранним утром, приносили молитвы и участвовали в богослужении, освящая начало дня. После возвращения домой мужчины приступали к хозяйственным делам. Они занимались починкой саней и упряжи, укрепляли полозья, проверяли запасы корма для скота и готовили дворы к зимним метелям.
Жители деревень расчищали дороги от снега, прокладывали зимние пути и устанавливали вехи, по которым предстояло ориентироваться во время будущих поездок. Эти работы выполнялись всей общиной, чтобы обеспечить безопасное передвижение для каждого.
Женщины готовили постную пищу и приводили дом в порядок. Они варили щи из квашеной капусты, пекли постные пироги, готовили кисель, сушёные ягоды и грибы. Дом наполнялся спокойствием и размеренным трудом, который сопровождал период попразднства.
Вечерами семьи собирались вместе. Старшие рассказывали детям сказания и истории, учили их рукоделию, а молодёжь собиралась в домах на посиделки. Девушки шили и вышивали, юноши занимались ремонтом инструментов, готовя их к зимним работам.
Люди помогали нуждающимся, раздавали тёплые вещи и продукты тем, кто не имел достатка. Во многих местах начиналась подготовка к рождественским торгам: жители выносили изделия собственного ремесла, сушёные припасы, тканые вещи и деревянную утварь.
Что нельзя делать 5 декабря 2025 года
В церковный праздник сегодня не допускались ссоры и ругани, ибо любое непотребное слово не только привносило разлад в семью, но и могло навлечь гнев Божий на дом.
Запрещалось давать сегодня в долг воду и муку — иначе, считали наши предки, такому заимодавцу грозят лишения весь последующий год.
Не смотрели долго в глаза собеседнику, ибо это могло привести к тяжёлым конфликтам и накликать на смотрящего скорби.
Не отказывали в помощи страждущим. Нежелание протянуть руку помощи, считали на Руси, приведёт к утрате благословения, которое Господь отнимает у жестокосердных.
Не предавались праздности. Безделье вело к мрачному унынию и становилось причиной Божьего порицания.
Не выходили за пределы двора после захода солнца. В тёмное время вокруг жилищ, как верили наши предки, начинали бродить силы бесовские, и человек, переступивший порог после заката, подвергал себя опасности.