Плевок в Бога: что нельзя делать в Собор Радонежских Святых 19 июля 2025

19 июля 2025 года в соответствии с православным календарём отмечается один из самых торжественных и духовно значимых праздников — день Собора Радонежских Святых. Этот день установлен Русской Православной Церковью в память о тех подвижниках, которые, следуя путём святого преподобного Сергия Радонежского, просияли светом святости на земле Русской, утвердив в народе идеалы благочестия, смирения и братолюбия.

   
   

Праздник занимает особое место в церковном году — он следует сразу же за днём обретения святых мощей преподобного Сергия, который православные христиане отметили вчера, 18 июля. Сегодняший же Собор Радонежских Святых — не просто память о праведниках, но живое свидетельство действенной силы благодати Божией, явленной в истории Русской Церкви через подвиги и молитвы учеников преподобного Сергия: тех, кто был наставлен им и стал его духовными преемниками. О подвигах Сергия, которыми он навеки вписал своё имя в летопись церковной истории, о молитвах, творимых сегодня в церквах, о запретах, берегущих святость праздника, а также о дозволенных сегодня богоугодных делах — в материале hab.aif.ru.

Гимнография праздника

В сей день великого духовного торжества звучит тропарь, возносящий молитву ко всем святым Радонежской земли, словно ко светлым птицам, парящим над обителью Троицы. В нём верные чада Церкви призываются шествовать путями праведников, взывая к ним с верой и любовью: «Молитеся о нас ко Пресвятей Троице, преподобнии отцы наши с Богоносным аввою Сергием, мир мирови даровати и душам нашим велия милости».

Величание же воспевает всех святых земли Радонежской, утверждая их как предстателей у Престола Божия: «Величаем вас, вси святии земли Радонежския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Эти песнопения — не просто гимн прошлому, но откровение живой святости, источающей мир и благодать через столетия.

Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

Огненный светильник Русской пустыни: подвиг преподобного Сергия

В первой половине XIV века, на границе Радонежской земли и московской окрестности, возникла знаменитая Свято-Троицкая обитель: Троице‑Сергиева Лавра. Основатель её, преподобный Сергий, в мирской жизни Варфоломей (1314–1392), происходил из ростовского боярского рода, переселившегося ближе к Москве. В семилетнем возрасте ему доверили обучение грамоте, но, хотя отрок всей душой стремился к знаниям, учится усердно не удавалось.

С горячей молитвой юный Варфоломей взывал к Богу о просвещении, и однажды в поле встретил старца-черноризца. Монах выслушал скорбь отрока и благословил частицей просфоры, сказав: «Возьми, чадо». Дарованная благодать распростёрлась над разумом юноши: Варфоломей стал сведущ в грамоте, ум и память его укрепились, после чего он начал познавать священное Писание. Сие чудо взрастило в отроке в желании служить Богу, отрёкшись от всего мирского — хотя любовь к родителям пока ещё удерживала его в семейном гнезде.

Скромность и молчаливое послушание отличали юного Варфоломея. Он был ласков, кроток, из пищи довольствовался хлебом и водою, а в посты соблюдал полное воздержание от питий и яств. После кончины родителей он передал наследство младшему брату Петру и со старшим братом Стефаном отправился в лесные глуши на берегу речки Кончюры, где собственными руками вырубил храм. Освящённая митрополитом Феогностом церковь во имя Святой Троицы стала краеугольным камнем новой обители, которая впоследствии преобразилась в центр духовной жизни Русской земли.

   
   

Постригшись в монашество и приняв имя Сергий (или, как пишут в ряде современных богословских текстов, Сергей), юноша последовал лекалам древних пустынников, две года пребывая в уединении в лесу. Его подвиг сопровождался трудностями. В пасмурной сырости леса бродили волки, медведи появлялись близ кельи — но ни одно животное не навредило подвижнику. Однажды он разделил хлеб с медведем, пришедшим к нему, и укрощённый зверь стал регулярно навещать преподобного.

Слава о благочестии и духовных дарах Сергия разнеслась по всей земле Русской, и к нему потянулись иноки, желавшие спасти душу. Пронизываемые благоговением, они просили Сергия принять сан игумена и священника. Тот долго отказывался, но в 1354 году, при митрополите Алексии, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия» — и подчинился воле Церкви, повинуясь призванию, но оставаясь кротким перед Богом.

Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

С обретением послушников обитель стала жить на новых началах. Ризы были из простой ткани, сосуды — из дерева, для освещения в храме применялась лучина вместо свечей. Столь аскетичное усердие и молитвенное делание возносили жизнь братства до небывалых прежде духовных высот. Святой Сергий являлся проводником труда и молитвы; за ним шли другие, в тех же нуждах и смирении, что укрепляло единство общины.

В час крайней нужды, когда хлеб в обители иссяк, сам преподобный стал плотником, выстроив сенник для брата, чтобы раздобыть несколько кусков пищи. Однако долго предаваться мирскому труду не пришлось. Церковные молитвы обители были услышаны — Божья помощь снизошла неожиданно и богато.

Пустынь росла, и рядом с ней стали селиться крестьяне. Дорога на Москву и север обогатила обитель, и по примеру Киево‑Печерской Лавры она стала раздавать милостыню, принимать странников и больных.

Вскоре известие о святом Сергии достигло Константинополя. Патриарх Филофей послал ему благословение и грамоту, утвердившую принятые им монашеские порядки. Митрополит Алексей, воззревая на святого как друга и народного наставника, поручал ему примирение князей и готовил его как преемника, но Сергий отказался от всех почестей. Когда митрополит намеревался возложить на голову его золотой крест, старец сказал: «От юности не носил золота, и в старости хочу пребывать в нищете», — и смиренно отверг награду.

Великую князю Дмитрию Донскому, ищущему благословения для борьбы с ханом Мамаем, Сергий рёк: «Иди смело и надейся на помощь Божию». В помощь ему он послал двух своих лучших иноков — Пересвета и Ослябю, которые пали в свирепой брани на Куликовом поле.

Когда же Донской разгромил Мамаево войско, в обители вновь воцарился мир, и она распахнула двери для всех страждущих, немощных и неимущих. Люди видели, насколько прост и нищен быт, что царил в монастыре — но и прозрели, что в нём говорил скрытый огонь братской любви и порядка.

Пятидесят лет жил преподобный Сергий в тишине пустыни, и те, кто приходил к нему за утешением, несли потом благодатную струю дальше, как источник духовного просвещения Руси. Таким был путь святого и учеников его — путь молитвы, труда, смирения; путь, изменивший Русь XIV века и оставивший неизгладимый след в жизни Церкви.

Что можно делать 19 июля

День Собора Радонежских Святых благодатен для молитвы, благодарения и духовного размышления. В этот день принято посещать храм, участвовать в Божественной литургии, возжигать свечи у образов преподобного Сергия и его учеников. Молитвенное чтение канона и акафиста преподобному, а также молитва ко всем святым Радонежской земли наполняют душу благодатью, укрепляют в вере и приобщают к той духовной крепости, которая одна способна устоять пред бурями времени.

Фото: freepik.com/ jcomp

Полезно в этот день чтение жития преподобного Сергия, назидательные беседы с детьми о святых, добрые дела, особенно помощь страждущим, больным, бедным и одиноким. Через любовь к ближнему, совершаемую во имя Христово, человек соединяется с подвигом радонежских иноков. Также уместно размышлять о значении Святой Троицы в личной жизни, укрепляться в молитве и стремиться к единомыслию и миру.

Чего нельзя делать 19 июля

Собор Радонежских Святых — день света, мира и духовного торжества. В этот день недопустимо пребывать в беспечности, предаваться суетным развлечениям и легкомыслию, забывая о Боге и святых. Печально и страшно в этот день пребывать в вражде, ожесточении, гневе и праздности, ибо грех разделяет человека с теми, кто ныне торжествует в Царствии Небесном.

Фото: freepik.com/ artursafronovvvv

Не следует в этот день заниматься тяжёлой домашней работой без нужды, особенно с раздражением и ропотом, ибо уныние и неблагодарность — врата для духовного истощения. Неуместны пьянство, ругательства, шумные увеселения — все, что омрачает душу и отдаляет её от благоговейного стояния пред ликом Божиим. Кто с дерзновением нарушает этот день, тот уподобляется тем ослушникам, что, проходя мимо святыни, плюют на неё — а значит, совершают плевок и в Господа, грех, влекущий за собой неминуемую кару небесную. С трепетом должно относиться к каждому мгновению этого праздника, дабы не остаться без покрова тех, кто сегодня предстоит за нас у Престола Вседержителя.

Шествовать по пути спасения

Собор Радонежских Святых — это не только память, это духовная реальность, неотъемлемая часть живого Предания Русской Церкви. Свет их житий, как огонь, разгорается в сердцах верных, питая благочестие, устремляя к небесному, давая силы жить в мире, полном смятения. И сегодня, когда мы взываем: «Преподобный отче Сергие и вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас», — мы не просто вспоминаем житие преподобного, а приобщаемся к тому великому духовному собору, который непрестанно возносит молитву о Русской земле. Пусть же в этот день наши души станут сопричастными торжеству святых, дабы, укрепившись их молитвами, мы и сами шествовали по пути спасения, ведущему к свету вечного Царствия Божия.