15 ноября 2025 года по православному календарю чествуют одну из самых почитаемых святынь русского народа — чудотворный образ Божией Матери, именуемый Одигитрией Шуйской, или Шуйско-Смоленской иконой. Этот день озарён памятью о дивном Промысле Божием, явившем Себя через благодатный образ, который стал утешением для жителей древнего города Шуи, укреплением веры и надеждой для всех, кто обращался к Пречистой Деве с чистой душой. На протяжении столетий икона сопровождала православных людей в их трудах, молитвах и духовных исканиях.
Историческое содержание
Первое свидетельство об образе относится к середине XVII века, когда жители Шуи просили Божию Матерь об облегчении тяжкого бедствия, которое охватило город. Местное духовенство и прихожане Воскресенского храма дали обещание создать новый образ Одигитрии, надеясь обрести через него небесное утешение. Для исполнения святого дела был приглашён иконописец Герасим Тихонович Иконников, известный своим благоговейным отношением к служению и тонким знанием иконографической традиции.
Когда он приступил к работе, происходили необычайные события. Всякий раз, когда мастер начинал писать Богомладенца согласно принятым образцам, изображение изменялось без его участия. Руки и ноги Младенца принимали иное расположение, отличавшееся от традиционного: ступня правой ноги оказывалась на колене левой, а левая рука поддерживала пяточку. Это движение не было результатом кисти художника, и сам он не мог объяснить происходящее. Смиренно осмыслив случившееся, он донёс об этом духовному начальству.
Горожане восприняли это как явление силы Божией, укрепившей их среди скорби. Иконописец продолжил писать образ, уже не пытаясь изменить начертавшийся лик, и закончил икону в её дивном виде. Образ был помещён в Воскресенском соборе, и вскоре жители стали замечать, что скорбное состояние в городе постепенно прекращается, а сама икона становится источником множества благодатных знамений.
Весть о чуде дошла до Москвы. Русский царь Алексей Михайлович распорядился направить в Шую комиссию, чтобы исследовать происходящее. Церковное и государственное руководство удостоверило чудесность образа. После этого икона была официально признана чудотворной и получила название Шуйско-Смоленской.
Позднейшие исследования подтвердили, что иконография образа восходит к древним русским протографам XVI века, распространявшимся в монастырских мастерских Мурома и других городов. Особое положение ног Младенца встречается и в старинных списках, однако в Шуйской иконе этот жест приобретает особое духовное значение, воспринимаемое народом как знак милости Божией.
Слава об иконе распространялась далеко за пределы города. Прихожане, купцы, паломники приносили пространные свидетельства о благодатной помощи, которую они получали после молитвы перед образом. Святыня стала одной из драгоценнейших реликвий Верхнего Поволжья, а Шую называли городом Богородицы.
Тяжёлые годы начала XX века ознаменовались новым испытанием. В ходе повсеместного изъятия церковных ценностей в 1922 году икона была похищена из храма. Её дальнейшая судьба остаётся неизвестной. Для православных Шуйская икона стала не только памятником прошлого, но и напоминанием о необходимости сохранять веру в Господа даже в самые трудные времена.
Богословское содержание
В церковный праздник сегодня звучат проникновенные песнопения, воспевающие Пречистую Деву как благодатную Заступницу города Шуи и всей Русской земли. Тропари и кондаки прославляют чудо явления образа, его утешительную силу и постоянное покровительство, которое Матерь Божия простирает над теми, кто прибегает к Ней с верой.
Главная мысль богослужебных текстов заключается в том, что Богородица является путеводительницей, наставляющей христиан на путь спасения. Через икону Она дарует людям духовное укрепление, поддержку в скорбях и способность преодолевать жизненные испытания с кротостью и доверием к воле Божией.
Пение на этот праздник исполнено глубокой благодарности. Оно напоминает верующим, что благодать Божия действует и поныне, а заступничество Богоматери остаётся неизменным для всякого, кто с любовью обращается к Её святому образу.
Что можно делать 15 ноября 2025 года
В этот день православные традиционно возносили молитвы перед образом Божией Матери, прося у Небесной Царицы духовной помощи, укрепления души и сохранения мира в доме. Посещение храма считалось главным проявлением благодарения за милость, которую Бог явил через святыню, и каждый человек стремился хотя бы на короткое время остановиться в молитвенной тишине.
С древних времён в этот день старались восстановить мир и согласие в семьях. Люди стремились примириться с ближними, попросить прощения, если между ними возникали обиды. Считалось, что добрый мир в доме — это лучший дар Божией Матери.
Большое значение имели домашние дела. Хозяйки приводили жилище в порядок, проверяли кладовые и запасники, подготавливаясь к зиме. Богоугодно было заняться рукоделием. С шитьём, ткачеством и иными трудами связывали особый смысл: они символизировали созидание, трудолюбие и смиренное служение ближнему. Работа, совершённая в тишине и благодарении, считалась благим делом.
Вечером семьи собирались за общим столом. Тёплый домашний ужин воспринимался как знак единства, напоминание о том, что семья — малая Церковь, где любовь и взаимная поддержка — неотъемлемые константы быта.
Что нельзя делать 15 ноября 2025 года
В церковный праздник, возведённый в честь Одигитрии Шуйской, наши предки не отправлялись дальние путешествия. Считалось, что путь сегодня может оказаться смутным и омрачённым тревогами, если человек не сохраняет внутреннего мира и не укрепляет себя в молитве.
Запрещалось держать обиды и учинять вражду. Любое злое слово в этот день воспринималось как рана, наносимая не только человеку, но и собственной душе.
Недопустимо было ломать ветви деревьев или вредить животным, тварям Божиим. Люди верили, что такие действия вызывают духовный вред самому совершающему, потому что разрушение созданного Богом нарушает гармонию мира.
Строго остерегались сегодня раскрывать чужие тайны, ибо тайна — это дар доверия. В старину считалось, что человек, нарушивший его, лишится близких и обрящет в сердце смятение.
Наконец, считалось неблагоразумным давать 15 ноября деньги в долг. Любое действие, связанное с разделением материальных ценностей в этот день, могло привнести смуту и беспорядок в духовную жизнь.