«Онлайн-революция не нужна». Учитель против дистанционного обучения

Александр Овечкин / АиФ

В редакцию «АиФ-Дальинформ» очень часто обращаются родители, уставшие от дистанционного обучения. Но ведь учителям тоже не просто. Всем им пришлось за месяц вынужденных каникул фактически освоить новую профессию: научиться преподавать дистанционно. Сегодня мы даём слово второй стороне - пусть не конфликта, но проблемы. О том, как выглядит «школа на удалёнке» - глазами хабаровского педагога с двадцатилетним стажем, учителя информатики Дмитрия Верина-Галицкого.

   
   

Обучение без воспитания

Согласно опросу, проведённому на сайте «АиФ-Дальинформ», подавляющее большинство голосов - против дистанционного обучения в любом формате. «За» высказываются единицы, и самый популярный аргумент сторонников таков: «Мир уже никогда не будет прежним, скоро всё станет полностью цифровым. Нужно готовиться к жизни в виртуальном пространстве. И сейчас - самый лучший для этого момент».

«Я категорически против цифрового будущего. И главный довод очень прост: дистанционный вариант обучения лишает учеников и учителей самого главного - живого общения. А оно само по себе является важнейшей составляющей процесса воспитания. В школе ребёнок усваивает не только химию и литературу, но и важные поведенческие навыки», - говорит Дмитрий Верин-Галицкий.

Есть классическая формула. Образование не что иное, как совокупность обучения и воспитания. Обучение - это передача знаний по предметам: физика, английский, математика. И оно формализуется куда лучше, чем воспитание - процесс формирования личности, которому и так мало уделялось внимания.

«Если мы окончательно уходим в «виртуальную школу», то эта сфера полностью пропадает из процесса обучения. Воспитывать через компьютер невозможно. Хотя бы потому, что, когда мы взаимодействуем с людьми напрямую, мы считываем гораздо больше. Когда педагог выходит к классу, он определённым образом выглядит, он готовится к выступлению. И эта информация тоже считывается учениками, перенимается модель поведения учителя, который тебе нравится как человек», - отмечает Дмитрий.

Нахождение ребёнка в живом, а не компьютерном, коллективе - это и уроки общения, умения находить общий язык, дружить, решать спорные ситуации.

Большинство школьников ходят на учебу, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. И это правильно и нормально: так проходит важнейшая часть социализации.

   
   

Дмитрий отмечает, что в формате онлайн-уроков в систему восприятия включены только два органа чувств: зрение и слух.

«Пропадают тактильные ощущения, восприятие запахов. Мел, что называется, перестаёт скрипеть на зубах. А ведь гранит науки, кроме прочего, нужно ещё и грызть. Особенно это важно при работе с младшеклассниками. В последнее время мы забываем, что человек - это не только зрение и слух, ему необходимо общение с пространством, а не только с информацией», - рассказывает Дмитрий.

Фото: АиФ/ Александр Овечкин

Жизнь за компьютером

Есть и ещё один момент, о котором забывают те, кто утверждает, что цифровая революция уже свершилась, что школы не нужны и, сидя за компьютером дома, ребёнок может спокойно, когда и как ему удобно, осваивать школьную программу.

«Если мы полностью переходим на дистанционное обучение, то время, которое проводит ребёнок за компьютером, увеличивается в разы. А это уже идёт вразрез с требованиями, которые закреплены санитарными правилами. Это просто вредно для здоровья, так как может порождать проблемы со зрением, с осанкой. Постоянное сидение - это потенциальная атрофия мышц. Даже взрослый человек сильно утомляется, если несколько часов глядит в монитор, а что говорить о детях? Да, на уроках ученики тоже сидят, но они идут до школы, они перемещаются внутри на переменах. Грамотный учитель обязательно проводит для детей разминку», - говорит учитель.

Не секрет, что современные дети и так очень много времени проводят в виртуальном мире: в телефоне, в компьютере, в социальных сетях и играх.

«Если мы окончательно лишим наших сыновей и дочерей возможности живого общения, то обречём «компьютерных детей» на жизнь в вакууме. Они не смогут получить нормальное образование: повторюсь, люди - не роботы, и чистая, обработанная информация - это слишком мало для их нормального развития. У них не будет друзей, и семьи им тоже окажется создать крайне сложно, - считает Дмитрий. - Возвращаясь к школе, давайте будем честны. Целенаправленно приходят на учёбу за информацией не более 10% детей. Остальные - общаются, дружат, а параллельно вовлекаются в процесс обучения и воспитания. То есть эти 90% школьников нам просто не получится заинтересовать передачей информации через интернет. А те 10% мы окончательно потеряем с точки зрения социализации: они уйдут в себя».

Фото: АиФ/ Александр Овечкин

И учитель, и родитель

Дмитрий и сам ведёт дистанционные уроки:

«Я невероятно устаю, и мне очень некомфортно. Ты вроде работаешь с аудиторией, а люди вдруг начинают отключать видео. Миг - и перед тобой только чёрные экраны. И получается, что ты разговариваешь сам с собой. А мне, как любому учителю, физически необходимы глаза людей, живая реакция аудитории на то, что я объясняю».

Отрицательное отношение к онлайн-обучению у Верина-Галицкого сложилось не только как у педагога, но и как у родителя. По его словам, в школе некоторые мамы и папы видят в учителях оппонентов, а не таких же живых людей, у которых тоже есть семьи - и да, дети-ученики, которые также «ходят» на дистанционные уроки.

«И мне, и другим учителям приходится сидеть дома со своими детьми и одновременно вести уроки. По новым правилам мы обучаем и собственных школьников, так что все особенности дистанционной учёбы не проходят мимо нас и в таком качестве, - отмечает Дмитрий. - Один мой ребёнок учится во втором классе. Их уже отправили на каникулы. Но если мы совсем ничего повторять и учить не будем, то к 1 сентября придём с совершенно чистой головой. Второму три года, и он теперь не ходит в детский сад. Представьте ситуацию: один сидит рядом со мной и пытается учиться, второй играет, а я, тем временем, стараюсь работать. Так что родителей наших школьников мы, учителя, понимаем очень хорошо».

Мы живём в современном мире с современными технологиями, однако есть и всегда будут вещи, которые невозможно - да и не нужно - переводить в виртуальный формат. Реальная жизнь в любом случае останется перед экранами мониторов, а не за ними, и идея лишить её будущее поколение - не самая лучшая, считает учитель.