В Благовещенске в пятницу, 9 февраля прошло прощание с актёром театра и кино Александром Симонцом. Артист на днях скоропостижно скончался на 62-м году жизни. Скорбная церемония прошла в здании амурского драмтеатра. С места событий рассказал корреспондент «АиФ-ДВ».
«На себя не похож»
Гражданская панихида началась в 10 часов. Я пришёл на место за 20 минут до начала. Сотрудники театра сперва сказали, что откроют двери для посещения по расписанию, но чуть позже всё-таки меня впустили.
Вошёл в фойе – гроб с телом Александра Павловича стоял у малой сцены – я увидел только близких родственников. В изголовье – потрет артиста и большой букет роз, в ногах – лилии. У стены – венки «От скорбящих», а также от театров – амурского драматического и московских: театра сатиры и «Бенефис», в которых амурчанин работал некоторое время. На небольшом экране под потолком транслировали фрагменты спектаклей с участием Симонца. А на театральных подмостках он за свою жизнь создал богатую галерею разноплановых актёрских работ.
В первые 10-15 минут стояла почти глухая тишина, нарушаемая лишь лёгкими шагами сотрудников театра, случайным шумом за стеной – на большой сцене, и камерной музыкой. Время от времени на фойе словно спускалось оцепенение. Все реплики из спектаклей произнесены, аплодисменты стихли.
Постепенно помещение наполнялось людьми – коллегами актёра, зрителями. Всего собралось около 40-45 человек. Люди складывали на столик у гроба розы, хризантемы, гвоздики, потом расходились вдоль стен. Время от времени раздавались одинокие всхлипывания и едва слышный шёпот, из которого удавалось различить лишь «на себя не похож».
В изголовье периодически сменяли друг друга актёры драмтеатра с красными повязками на плече. Скорбь коллег была неподдельной. Ведущий артист театра, актер высшей категории Юрий Егоров некоторое время простоял у самого гроба, глядя перед собой тяжёлым взглядом. Народная артистка России Анна Лаптева, вытирая слёзы, несколько минут посидела с родными и близки Александра Павловича, чтобы их поддержать.
Аплодисменты вслед
«Я узнала о смерти актёра из новостей. И, честно говоря, даже не поняла сначала, о ком речь – в популярных сериалах «Глухарь» и «счастливы вместе», о которых все сегодня пишут, я его не запомнила, - делится жительница Благовещенска Людмила. - А, увидев, фото его роли из спектакля «Мастер и Маргарита» (председатель жилтоварищества Никанор Босой – Ред.), на премьеру которого мы ходили буквально три месяца назад, сразу узнала! Роль крохотная, но сразу запомнившаяся. Видно было, что играет настоящий мастер. И вот его нет, и от этого просто шок. Теперь так жалею, что больше не видела спектаклей с его участием».
Коллеги Александра Симонца, сказавшие на панихиде несколько слов, так же признаются: до сих пор не укладывается в голове, что артиста нет:
«У нас был спектакль «Весы», в котором Саша очень долгое время вот так же находился без движения. Настолько правдоподобно, что в зале всегда шептались: «А он там живой вообще?» А вот теперь его нет с нами, но вот он – как живой. Необыкновенно светлый был человек, лёгкий – как ребёнок. Никогда не видели его сердитым или недовольным. И неправда, что незаменимых нет. Прости, Саша, если мы не успели сказать тебе какие-то добрые слова. И поэтому давайте друг к другу относиться с добром и теплом. Захотелось сказать что-то хорошее – не откладывайте, не одёргивайте себя, что, мол, неудобно».
И от этих последних слов и собравшиеся, кажется, немного оттаяли, некоторые даже улыбнулись. И среди этого слова вошедших сотрудников ритуальной службы: «Закрываем?» - как будто ошеломили.
По толпе слово смятение прокатилось: что, уже? Началась суета, всхлипывания зазвучали чаще. Цветы убрали, гроб закрыли, начали выносить, и тут раздались аплодисменты. Как ещё лучше проводить артиста, если не так. Так с аплодисментами и вышли на улицу, и хлопали, не переставая, минут пять, пока родственники не сели в автобус, и машина не тронулась.