Не врать напрямую. Урок лжи от «мафиози»

Виталий Урсов / личный архив

«Мафия» – игра в ложь. Обман – часть игрового процесса, и умение как лгать самому, так и распознавать чужую ложь – обязательные навыки. Но получается ли применять их в реальной жизни и к чему это приводит? И как научиться мастерски лгать?

   
   

Раптор, он же Виталий Урсов, в «Мафии» давно достиг вершин мастерства – он основатель крупного клуба любителей этой игры. Представляясь, он просит иметь в виду, что взял никнейм потому, что с детства поклонник велоцерапторов – динозавров из фильма «Парк Юрского периода». Говорит, что даже хотел одно время стать палеонтологом, но передумал: все же копаться в земле – это на любителя. Другое дело – искусство обмана.

Запутать в деталях

А в нем главное – научиться «раскусывать» обманщиков.

«Тот, кто умеет выявить обман, сам сможет с большей вероятностью успешно соврать», – считает Раптор.

«Методы введения игроков в заблуждение, которые применяются в «Мафии», вполне успешно работают и в жизни. Первое, на что нужно обратить внимание – микрозадержка, которая следует за вопросом человеку. В этот момент он придумывает, как солгать. Но это способ не стопроцентный и подходящий скорее для людей, с которыми вы хорошо знакомы, и знаете их обычную реакцию: ведь замешкаться собеседник может и в том случае, если что-то вспоминает. Второй нюанс – уверенность в голосе. Тому, кто говорит правду, не нужно долго думать, чтобы сформулировать мысль, он легко озвучит ее без запинок. Третье – уместность: даже продуманная ложь может быть испорчена тем, что прозвучит невпопад. При этом если она еще описана с максимальным количеством деталей», – отмечает «мафиози».

По его словам, дьявол кроется в деталях – именно с помощью них можно вывести лжеца на чистую воду. Если закидать его уточняющими вопросами, то на каком-то из них он споткнется: продумать все детали невозможно, даже если обманщик репетировал свое выступление заранее и продумал возможные реакции на него:

«Задайте несколько одинаковых вопросов с промежутком времени, и сформулируйте их по-разному. Если человек действительно лжет, он выдаст себя либо расхождением в деталях, либо запнется и запутается в словах».

   
   

СПРАВКА
«Мафия» – командная игра, во время которой все игроки случайным образом делятся на «мирных жителей» (большинство) и «мафию» (меньшая часть), а игровой процесс – на «день» и «ночь». Днем в обсуждении участвуют все игроки, ночью – только мафия. Дневная цель – выявить и «казнить» «мафиози». Если допущена ошибка, из игры выйдет «мирный». Ночью «мафия» убивает одного из мирных игроков. Победа достигается, когда в стане противников больше не осталось участников.

Бей или беги

У обманщиков есть эффективная стратегия противодействия: «Бей или беги». Точнее, два варианта реакции, один из которых, по словам «мафиози», обычно срабатывает, каким бы простым не казался метод.

Выбирая «Бей», лжец изображает оскорбление оттого, что ему не верят.

«Представьте – вы спорите со своей девушкой, которую подозреваете во лжи, и тут она заявляет: «Да как ты можешь не верить мне! Я тебе хоть раз соврала?!» Если все сделано верно, то у вас может появиться и чувство вины, и сомнения в обоснованности собственных подозрений», – делится Виталий Урсов.

Выбирая «Беги», лжец тоже обижается, но не агрессивно, а закрываясь от мира: «все отстаньте от меня, я на вас обиделся». В примере с девушкой она, услышав обвинения, говорит: «Раз я такая лгунья, то и не подходи ко мне больше». Реакция у собеседника достигается такая же, как и в первом случае.

Выбор стратегии зависит от темперамента: человек с мирным и спокойным характером вызовет еще больше подозрений, если предпочтет атаковать, и наоборот.

В качестве противодействия этому методу может использоваться провокация.

«Сделайте вид, что обладаете информацией, раскрывающей ложь, хотя это не так. Например, ваш друг говорит, что он был дома в 8 вечера, но у вас есть подозрение, что это не так. Тогда вы вбрасываете провокацию и говорите: «знаешь, а наши общие знакомые видели тебя вчера на улице в это время». И далее следите за реакцией и тем, что скажет ваш друг – в его ответе могут быть крючки, с помощью которых вы либо поймаете его на лжи, либо сможете выяснить дополнительную информацию. Например, ваш друг упомянет общего знакомого, с которым они в это время играл в компьютерные игры – и у него, в свою очередь, вы можете узнать, правда ли это. Или, наоборот, назовет деталь, которая его выдаст», – говорит Раптор.

Обмануть всех

По словам игрока, обманывая, не стоит делать это напрямую, важно и не переусердствовать. Стоит использовать максимально обтекаемые формулировки, изворачиваться от точных и конкретных ответов.

«Допустим, меня спрашивают, во сколько я пришел домой. Это было ночью, но можно ответить – на улице было уже темно. Собеседник сделает вывод, что вечером, ты технически не соврал, а понять точное время возвращения без уточняющих вопросов нельзя. Освоив такую технику, лжец может отлично выскальзывать из неудобных вопросов. Но иногда человек, привыкнув к такому общению, может ввести окружающих в заблуждение непреднамеренно», – рассказывает Виталий Урсов.

Есть в «Мафии» специфические способы лжи: например, некоторые игроки долгое время делают вид, что не умеют врать, и когда якобы лгут, то делают это с определенной интонацией, тембром голоса и иными видимыми признаками. Заметив это, другие игроки радуются, что раскусили их – и напрасно.

«Был у нас игрок, который играя за мафию, всегда намеренно изображал волнение, не смотрел в глаза и проявлял иные признаки якобы лжи. За пару месяцев все привыкли и «научились» его вычислять, но, когда настало время турнира, он, будучи мирным и мафией, вел себя одинаково, и признаков, выдающих противника, не показывал. Обманул всех», – рассказывает Раптор.