«Не хватало людей». Осужденный террорист рассказал, почему взял автомат

Юлия Михалёва / АиФ

Совсем скоро – 9 августа –  Атмир Барагунов покинет стены исправительной колонии №13 в селе Заозерное. Здесь он провел 4,5 года – для кого-то огромный срок, а для Барагунова – только треть. Суд приговорил его к 14 годам 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. «Послужной список» огромен, в нем, в частности – совершение теракта в составе банды, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и вооруженный мятеж.

   
   

«Обычный день»

Сейчас ему 48. Крепкого телосложения, отлично говорит по-русски. Пятнадцать лет назад он жил в поселке недалеко от Нальчика (Кабардино-Балкария), где и родился. После школы учился на строителя, а потом занимался сдачей садов в аренду, так как, по его словам, это был прибыльный бизнес. Начал строить дом, жена ожидала ребенка.

События октября 2005 года, которые и привели его за решетку, помнит прекрасно:

– В принципе, ничего такого не происходило в тот день. Я находился на работе. Подъехали знакомые, сказали – поехали, надо поговорить. Приехали, зашли в дом, а там вооруженные люди. Сказали – ты должен поехать с нами. Я отказался, но в этот момент машина подъехала, они спешили. Говорят, не можем выпустить. С ними я должен по любому поехать. И так я с ними выехал, – рассказывает Атмир Барагунов.

В те дни радикально настроенные боевики для начала решили ослабить силовиков.

– Религия только начала развиваться, все не были готовы к духовным переменам, – объясняет Барагунов.

Договорившись и подготовившись, преступные группировки одновременно напали на несколько целей в Нальчике, в том числе, ФСБ, МВД, военкомат. Целью группы, в которую входил Барагунов, была пограничная застава.

   
   

– Туда подъехали, там уже стрельба началась. Я стал на другую сторону перебегать, и в этот момент был ранен. Уехали, и так уже я с ними был, – продолжает Барагунов. – В тот день погибли 35 человек.

По его словам, ему выдали автомат, с ним он и покинул машину. Уверяет, что не стрелял, несколько раз повторил: «крови на мне нет». Причастность его к убийствам и в самом деле не доказана.

Потом, по словам Атмира, он выбросил автомат:

– А через три дня я домой ушел. Узнал, что разыскивают, начал скрываться. Потом мне передали, что со мной хотят сотрудники встретиться поговорить, знают, что активное участие не принимал и крови нет, – говорит он. – Так быстро все происходило, я сам не ожидал, что такое произойдет. Сейчас бы я просто с ними не поехал, сделал бы все, чтобы не поехать.

Осужденный утверждает, что оказался участником нападения случайно.

– С теми знакомыми я больше не общался, а когда общался, они мне рассказали – не хватало людей тогда. Те, кто должен был приехать, не смогли, и тогда они стали собирать, кого могли, – рассказывает собеседник.

 

Следствие, которое длилось несколько лет, предоставило доказательства, указывающие на то, что Барагунов был участником преступного сообщества. К такому же выводу пришел и суд. Приговор Атмир выслушал 23 декабря 2014 года, а исчисляется его срок с 2006 года. Сожалеет, что вину признал частично: признал бы полностью, срок был бы, по его словам, другой.

«Не общайтесь в интернете»

Многие осужденные просят дать им работу. Они рассказывают, что за занятиями время идет быстрее, да и от лишних неприятных мыслей отвлекает. С момента своего ареста Атмир Барагунов не работал ни дня. Возможностью получить образование, находясь за решеткой, он тоже пренебрег. Коротал время за решеткой за чтением книг, особенно предпочитая приключенческие романы Дюма. И соблюдал традиции веры, молился в отряде.

После освобождения Атмир намерен вернуться домой, под Нальчик. Говорит, что скорое освобождение вызывает у него некоторые опасения, но они не связаны с преступлением: Атмир уверен, что все давно все поняли, забыли, и никто на него зла не держит.

– Я очень по семье скучаю. Жена меня дома ждет, и сын. Они меня два раза здесь навещали. Сыну пятнадцать, он карате занимается. Письма мне пишут, фотографии шлют. Я намерен правильно его воспитывать. А еще дом дострою. Им жена занималась, но все равно еще кое-что доделать надо, – делится планами Атмир.

Родителей его уже нет. Мать дожила до приговора и очень переживала: не верила, что он причастен.

По словам осужденного, в своем преступлении он раскаялся и намерен дальше жить честно. Молодых людей напутствовал:

– Лучше воздержаться от общения в интернете. Многие сами не знают, как сюда попали – с интернетом связаны. В группы какие-то входят, начинают переписку – не знают, с кем переписываются, и оказываются потом или в тюрьме, или еще где-нибудь. Надо, чтобы думали, с кем вести переписку. В тюрьме ничего хорошего нет.

 

Справка

Верховный суд Кабардино-Балкарской республики признал Атмира Барагунова виновным в:

• Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях (ч.2 ст.209 УК РФ);

• Участие в преступном сообществе (ч.2 ст. 210 УК РФ);

• Вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ);

• Совершение теракта группой лиц по предварительному сговору с тяжкими последствиями (п. «а», «в» ч.2 ст. 205 УК РФ);

• Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317);

• Хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ);

• Покушение на неправомерное завладение автомобилем (ч. 3 ст. 30 ч.4 ст. 166 УК РФ);

• Незаконное приобретение и ношение оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ).