Нажива на тяжбах. Хабаровчанка подала 120 исков на продуктовый магазин

С потребительским экстремизмом сталкиваются многие российские предприниматели. © / ru.freepik.com

Жительница Хабаровска, 42‑летняя Елена З., стала героиней громкой истории: женщина подала более 120 исков к продуктовому магазину, обвинив его в продаже просроченных товаров. Она выиграла в суде около 700 тысяч рублей, но в итоге оказалась в центре уголовного расследования — ее подозревают в фальсификации документов. В произошедшей истории, а также в феномене потребительского экстремизма разобрался «АиФ-Дальинформ».

   
   

Инициатива наказуема

Борьбу с просрочкой Елена превратила в источник дохода. Она закупалась в одном из супермаркетов и каждый раз, когда товар ее не устраивал, подавала иски с требованием возместить моральный вред, неустойку и штрафы. Дела шли настолько успешно, что сумма выигранных компенсаций превысила полмиллиона рублей.

Схема дала сбой, когда странности заметили сотрудники службы безопасности магазина. Они увидели, что в потоке однотипных исков чаще всего мелькало имя Елены З. При проверке выяснилось: все товары покупала только она.

Как утверждает следствие, женщина от имени несуществующих людей выписывала себе доверенности для представления их интересов в суде. Подделывала их подписи и все необходимые для получения компенсации документы. Более того, она указывала, что действовала через юриста, но, как оказалось, этот специалист никогда не участвовал в делах и даже не знал о существовании Елены. Записи с камер наблюдения подтвердили: покупки совершала исключительно она.

В итоге женщина сама стала фигурантом уголовного дела по части 1 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов», сообщил «АиФ-Дальинформ» источник в правоохранительных органах. Если ее вина будет доказана, борьба за просрочку может обернуться не штрафами для магазина, а реальным наказанием для «активистки» — до двух лет лишения свободы.

«Можно подать хоть тысячу исков»

— С точки зрения законодательства никаких ограничений на количество поданных исков нет, — объяснил корреспонденту редакции адвокат Данил Шундрик. — Формально можно подать даже тысячу, если каждый случай обоснован. Суды, в свою очередь, могут объединить однотипные дела.

Однако в последние годы наблюдается рост так называемого потребительского экстремизма, когда в суд по­дают с целью необоснованного обогащения. Это выражается в требованиях скидок, возврата средств или получения товаров. При этом часто иски не имеют под собой достаточных оснований.

   
   

— Юридически такая практика не нарушает закон, если соблюдены все формальности. Но, если иски признаются необоснованными, ответчики — магазины или компании — могут взыскать с истцов судебные расходы, — поясняет юрист. — Это является защитным механизмом, который позволяет предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных потребителей. Например, за услуги адвокатов компании могут получить компенсацию в размере около 30–40 тысяч рублей за дело. Если подобных исков много, итоговая сумма может достигать нескольких сотен тысяч рублей, что становится эффективным сдерживающим фактором.

Как бороться?

Введение барьеров на количество исков — задача практически неосуществимая. Если установить законодательный лимит — к примеру, не более 10 исков на одно лицо, это может усложнить жизнь потребителей, чьи права действительно были нарушены. Такое ограничение стало бы не только инструментом защиты для честных игроков рынка, но и лазейкой для недобросовестных компаний.

Справляться с подобными ситуациями возможно только при наличии квалифицированной юридической поддержки. Компании должны грамотно защищать свои интересы в суде, доказывать необоснованность требований и добиваться компенсации расходов. Такой подход позволит не только снизить финансовые потери, но и отстоять репутацию, не нарушив баланс интересов между потребителями и бизнесом.

В суд не пойдём, но товары вернём

Хотя случаи потребительского экстремизма в магазинах традиционного формата пока остаются единичными, явление становится все более серьезной проблемой для продавцов на российских маркетплейсах. Согласно исследованию Федерального общества сетевой торговли, 62% предпринимателей в 2024 году столкнулись с недобросовестным поведением покупателей.

В опросе приняли участие 4600 бизнесменов. Для большинства из них проблема оказалась не единичным случаем: более половины признались, что сталкивались с подобным более трех раз за год.

Покупатели нередко приносят обратно в магазин ношеную одежду, обувь, смартфоны, ювелирные украшения, продукты питания и напитки, детские товары. Каждый четвертый предприниматель сталкивался с угрозами и шантажом.

Отдельной головной болью стали ситуации, когда сдавали поддельные изделия или муляжи.

Примечательно, что многие бизнесмены уверены: за действиями «покупателей» стоят конкуренты.