«Мы были костью в горле немцев». Стотрёхлетний фронтовик

Аркадий Черных / АиФ

Читатели «АиФ-Дальинформ» активно отозвались на предложение поделиться историями о своих ветеранах - родных, близких, знакомых. В редакцию поступают не только звонки, но и письма, в которых люди рассказывают их истории. Сегодня мы публикуем одну из них о ветеране Хабаровского края и Еврейской автономной области Аркадии Черных.

   
   

Путь в трактористы

В палату больницы Биробиджана подселили дедушку, на пиджаке которого выделялась орденская планка.

Невысокого роста, подвижный, опрятно одетый, он ходил по коридору, опираясь на трость. Представился Аркадием Петровичем Черных. На вид ему лет 80-85. Оказалось, он родился 26 января 1917 года.

Родился Аркадий в одном из сёл Иркутской области. В восьмилетнем возрасте остался без отца. Надо было помогать семье, поэтому сразу определился в пастухи.
«Воспитывал меня дед Харлам, - вспоминает Аркадий Петрович. - Научил, как правильно за стадом ходить, как литовку отбивать да сено косить. Вместе с ним мы заготавливали корма на зиму».

Фото: АиФ/ Аркадий Черных

Помнит Аркадий Петрович, как в их селе появился первый трактор. Было ему в ту пору тринадцать лет. Колёсную машину доставили из Америки, оттуда же приехал тракторист. Он обучал мужчин из соседних деревень обслуживать сложную технику и работать на ней, днём сам пахал и сеял. А ночным сторожем определили Аркадия. По утрам он помогал иностранцу заливать воду и горючее, исподволь наблюдал за действиями тракториста и вскоре теоретически уже мог управлять «железным конём». 
Когда американец уехал, на трактор определили мужчину из соседней деревни. Аркадий по-прежнему был на должности охранника. Пришлый механизатор не только за техникой ухаживал, но и для любовных утех приглядел молодую доярку. Об этом узнала жена и больше мужа в соседнюю деревню не отпустила. Осталась техника без хозяина. И тогда бригадир решил доверить трактор Аркадию.

«Труднее всего было завести поутру двигатель, - говорит Аркадий Петрович. - Нужны были силы, чтобы несколько раз провернуть рукоятку, которой его заводили. Здесь мне помогали взрослые. Потом я не глушил мотор целый день».

А работы было много. Посевная, уборочная, перевозка грузов, зимой вывозка навоза на поля, дров и древесины в деревню. Так и прошло время до призыва в армию. 

   
   

Служил в пограничных войсках на Сахалине. За три года изучил автомобиль, сдал экзамен на права и затем управлял военной техникой. Жизнь на «гражданке» начал в Белогорске Амурской области. Возил грузы по зимнику в северные края. Летом чаще бывал на колхозных полях. Здесь и встретил свою судьбу по имени Аня. Обзавелись нехитрым жильём, хозяйством. Жить бы да радоваться. Но это был 1941 год.

И снова в походной шинели

8 июля Аркадий снова надел военную форму. Служить определили в радиополк. Сначала в Биробиджан, потом в Хабаровск, а в начале ноября под Москву. Отдельный специальный радиополк подчинялся Верховному главнокомандующему. В задачи входило пеленговать радиостанции противника, перехватывать шифрованные телеграммы, создавать помехи в эфире.

«Мы были костью в горле немцев, - вспоминает ветеран. - И хотя часто меняли дислокацию, противник нас выслеживал, подвергал жестокой бомбёжке. И так в течение полутора месяцев».

В одну из таких бомбёжек осколок вошел сквозь рёбра в левый бок Аркадия, разворотил внутренности. Полтора года провёл он на госпитальных койках. После лечения остался в регулярных войсках. В то время их часть дислоцировалась на границе с Китаем. Уже отпраздновали День Победы над фашистской Германией, пора бы по домам, а в полку каждодневная учёба, строгая дисциплина.

Фото: АиФ/ Аркадий Черных

Когда СССР объявил войну Японии, подразделение, где служил Аркадий Черных, одним из первых форсировало приграничную реку Уссури. 

«Трудно пришлось нашим бойцам, - продолжает Аркадий Петрович. - Накануне прошли сильные дожди, вода в реке поднялась и была серьёзным препятствием. А японцы не жалели своих солдат, приковывали их цепями к дотам, обрекая на смерть».

Вспомнил ветеран и о провокациях. Всегда надо было быть настороже. Вначале ходили в одиночку. Японцы этим воспользовались и втихую убивали бойцов.

«Наш старшина Доценко уцелел в войне с немцами, а тут пошёл днём в соседнюю роту и нашли его с перерезанным горлом», - вспоминает фронтовик. 

В социальном доме

Демобилизовали сержанта Черных в 1946 году. В 1985 государство наградило солдата орденом Отечественной войны второй степени. Остался Аркадий Петрович на Дальнем Востоке. Жил в Облучье, Теплоозерске, Известковом.

После смерти жены он переехал в социальный дом в Биробиджане.

«C Анечкой мы прожили 62 года. Всегда ладили, двух сыновей и двух дочерей воспитали. Сейчас они уже все на пенсии. Меня не забывают, навещают регулярно. Внуки есть, уже двое правнуков подрастают», - говорит Аркадий Петрович.

В социальном доме ветерана уважают. Он не привередлив, как многие в его годы. Когда собираются соседи, любит сыграть на гармошке и спеть военные песни. 

В больничной палате Аркадий Петрович ходил, разминая ноги, массировал колени, делал зарядку. У стенки лежал мужчина лет шестидесяти и жаловался на здоровье. Ветеран подошёл к нему и сказал:

«Думаешь, от этого станет легче? Ты бери пример с меня. Вставай с койки, больше двигайся, сможешь вернуть здоровье». 

В дни рождения и по праздникам ветерана поздравляют руководители города и региона. И в эти дни надевает Аркадий Петрович парадный пиджак, на котором блестят знаки его боевой и трудовой доблести. На видном месте орден Отечественной войны второй степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Ветеран труда», юбилейные награды.