Музыка без инструментов. Битбоксер выиграл грант в 900 тыс рублей

Семен Хижняк / личный архив

Два года назад 28-летний Семен Хижняк стал одним из лучших в России исполнителей битбокса – жанра, в котором музыка создается без инструментов, а лишь при помощи рта, губ, языка и голоса. В этом году музыкант создал дуэт с вокалисткой Верой Пидченко, женился на ней и выиграл грант в 900 тысяч рублей на развитие битбокса и лайв-лупинга.

   
   

Стук языка

– Елена Лункина, «АиФ-Дальинформ»: Семен, в Хабаровске, да и на Дальнем Востоке в целом, твои музыкальные направления не то, что не слишком популярны – они недостаточно известны. Ты занимался другим жанром прежде, чем перейти на этот?

Фото: личный архив/ Семен Хижняк

Семен Хижняк: Нет. Не играл ни на гитаре, ни на пианино. Все произошло случайно: в 2009 году я случайно попал на официальный сайт русского битбокса – сейчас он уже не действует. Заинтересовался настолько, что стал смотреть видеоролики, и медленно, но верно учиться битбоксу. А в 2013 году пришел и к лайв-лупингу: в этом случае звуки битбокса записываются по отдельности и накладываются друг на друга на специальной аппаратуре. С ним была примерно такая же история: учился сам, разбирался в функционале аппарата. Смотрел иностранные и российские ролики, общался с единомышленниками из разных стран и городов России, и в итоге в течение 5-6 лет чему-то научился. И в итоге в 2019 году выступил на Чемпионате России по битбоксу и стал топ-4 в этом направлении.

– Какие звуки давались сложнее всего?

– Таких было два. Первый называется HandClap – он у меня никак не получался, тренировался месяца три, потому что по видео было непонятно, как это делается. Но в какой-то момент я познакомился с ребятами, которые мне объяснили, и все стало получаться. А второй называется «Бабели Клик», в нем нужно стучать языком только вниз, и это сложно. Но кое-как натренировал.

– Музыка всегда авторская, не бывает такого, что на битбокс перекладывается известная песня?

– Да, композиции создают сами музыканты.

   
   

– Как ты думаешь, в Хабаровске у твоего жанра есть перспективы?

Фото: личный архив/ Семен Хижняк

– За рубежом он очень популярен, битбоксу обучаются люди от 5 до 60 лет – буквально от мала до велика. Что касается Хабаровска, то все зависит от нас самих. Будем чаще проводить выступления и рассказывать о битбоксе – заинтересуем. Этим, собственно, я и планирую заняться на грант «Росмолодежи», который выиграл в этом году – проведу целую серию мастер-классов, потом будет отчетный концерт и в конце – фестиваль, где наши ученики будут выступать. В дальнейшем мы хотим создать сообщество битбоксеров.

Заворожила голосом

– С этого года ты выступаешь в дуэте с Верой, хорошо «спелись»?

Фото: личный архив/ Семен Хижняк

– Очень, могу сказать – сбылась моя давняя мечта. Я лет восемь хотел найти девушку в пару, чтобы с ней можно было заняться совместными проектами – гитаристку, вокалистку, пианистку. Долго искал, но в итоге устал и бросил эту затею. И после этого – нашел. По голосу! Получилось так: я впервые выступал на «Студенческой весне» с ансамблем «Красные бусы». За два номера до нашего выступления нам сказали идти за кулисы, готовиться. Я зашел и услышал волшебный, мощный, завораживающий женский голос. Он так красиво вибрировал на каждой ноте. Думаю, я прямо тогда в него и влюбился, еще до того, как увидел саму Веру. А произошло это далеко не в тот день. Время спустя я приехал на конкурс «Золотой микрофон» с друзьями. Стали смотреть выступления, и вот я снова услышал тот завораживающий голос, который сразу же вспомнил. Оказалось, он принадлежит красивой девушке. В тот день я решил пригласить Веру на танец. Она согласилась. И вот мы стоим, и я ей говорю: «А вообще-то я не танцую», она отвечает: «Я тоже». Вот так мы и не танцевали целую песню, зато познакомились. А теперь выступаем вместе, Вера учит меня петь, я ее – битбоксить. Она часто показывает мне свои песни, наработки, демки, композиции, а я их оцениваю. Также и наоборот, я скидываю ей свои работы, она тоже дает обратную связь. Бывает, что у нас не сходятся взгляды на какую-либо композицию. Мы не можем прийти к общему решению, и из-за этого начинаем ругаться. Сейчас, когда мы уже поженились, и вместе работаем над проектом, пытаемся разделять работу и семью, но все равно это не всегда получается.