«Мечтал о фронте». 93-летний ветеран об освобождении порта Сэйсин

Василий Саяпин / личный архив

Про обескровленный Тихоокеанский флот, которым руководили мальчишки, про спецподготовку на острове Русском и про то, как в 16 лет добровольцем ушел на фронт рассказывает почетный ветеран Хабаровского края Василий Михайлович Саяпин.

   
   

Василий Саяпин удостоен Почетного знака «Заслуженный ветеран». Он продолжает вести активный образ жизни, обладает прекрасной памятью и живым мышлением. Василий Саяпин награжден орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За Победу над Японией», «За освобождение Кореи». В 16 лет он служил краснофлотцем на 1-м Дальневосточном фронте Тихоокеанского флота (старшина 1-й статьи) на минном заградительном корабле «Аргунь» командиром орудия.

Осели по пути

Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Как вы сами думаете, за что получили звание почетного ветерана Хабаровского края?

Василий Саяпин: Это нужно спрашивать того, кто мне его дал, точнее еще не дал, вручения до сих пор не было, видимо из-за коронавируса. Сказали, что присвоен пока только по телефону. Если серьезно, я думаю, за то, что в 16 лет на фронт добровольцем пошел, за то, что дважды был признан почетным строителем Комсомольска-на-Амуре в 1932 и 1957 годах. Ну и за то, что жить активно продолжаю и после 90-летнего рубежа. Веду военно-патриотическую воспитательную работу среди школьников и студентов Комсомольска-на-Амуре.

- В Комсомольске-на-Амуре живете с рождения?

-Я родился в 1927 году в Амурской области, в селе Тамбовка. Из-за голода, случившегося там в 33-м году, родители решили переехать на Сахалин. Но по пути осели в Комсомольске-на-Амуре. Здесь я встретил любимую женщину, родились дети и здесь я встретил старость.

- Здесь же вас признали почетным ветераном. Получается, вы никогда не хотели переехать, не искали лучшей жизни?

   
   

- А как же, искал! В 30-х годах Комсомольск-на-Амуре активно строился. Строительство города было под контролем ЦК КПСС. В Комсомольск ехали лучшие специалисты по разным профилям деятельности со всей страны. И каждый приезжий рассказывал нам местным жителям о том, как хорошо живется на западе. Насколько там теплее, светлее, сытнее и прогрессивнее. В общем, я хотел поехать туда и посмотреть все своими глазами. Жители Советского союза вели оседлый образ жизни. Это сегодня захотел и поехал, а раньше все было сложнее. В общем, я только слушал и мечтал. А потом началась война… Мне в 41-м году было 14 лет. Через два года, в шестнадцать я записался в добровольцы.

Фото: личный архив/ Василий Саяпин

Восторгался весь мир

- Страшно, наверное, в 16 лет на фронт идти?

- Это в 43 году было. Весь мир тогда восторгался Красной армией, после разгрома немцев под Сталинградом, и я восторгался. Какой-то просвет тогда появился и вера в победу усилилась. Как можно было в стороне стоять?! О фронте мечтал каждый мальчишка. Но Германия не хотела терять своих позиций, и все силы собрала под Курской дугой. Тогда и призвали нас пацанов со всей России, всех кто хотел.

- Наверное, сперва подготовка была какая-то? Ведь должны же были этих 16-ти летних мальчишек обучить военному делу, прежде чем бросить на фронт.

- Какая там подготовка - курсы были. Три, четыре месяца общей военной подготовки и на фронт. Пушечное мясо, как говорится. Мне повезло больше. Меня распределили на Тихоокеанский флот. Думаю, поэтому я в живых и остался. Ведь основная часть того мальчишеского призыва 1943 года полегла смертью храбрых при защите Отечества.

- Где проходили спецподготовку?

- Собрали нас на Русском острове в Приморском крае и стали капитально готовить к службе на флоте. Курс длился 10 месяцев, настоящая спецподготовка по меркам военного времени. Учеба шла с рассвета и до ночи. Но я мечтал о фронте. Все не мог понять, что мы тут сидим на этом острове. И хотелось мне ни на Дальнем Востоке воевать, а на западе. Страну нашу необъятную посмотреть, про которую так много слышал из рассказов приезжих в Комсомольск, но, самое главное, на передовой мечтал воевать. Даже сбежать хотел несколько раз.

Тогда наш начальник на Русском острове объявление сделал, о том, что кто с отличием окончит курс подготовки, сможет самостоятельно выбрать - где ему служить и на каком флоте. Ведь о Тихоокеанском никто из-нас не мечтал.

Фото: личный архив

Последний в последнем ряду

- Готовили меня наводчиком 130-ти миллиметрового орудия. В учебной части на острове были сформированы три учебные роты, в каждой из них по четыре взвода. Примерно человек 500 мальчишек там было. Строились мы по росту, как полагается. Так я оказался самым мелким из всех, стоял крайним, в четвертом взводе, в последнем ряду. Может начальник так меня простимулировал, а может к военному делу был я способен. В общем, несмотря на рост и мелкую комплекцию все экзамены сдал я на отлично. Со всего курса экзамены на пятерки сдали только 5 человек, вместе со мной.

- Начальник сдержал обещание? Что вы выбрали, где служить захотели?

- Какой там, (снова смеется) объявили распределение – все на Тихоокеанский флот. Мы отличники сразу в штыки эту информацию восприняли, обманули нас, говорим, рассердились, чуть не до слез. Обида такая сильная была! А начальник нам и говорит: «Эх вы, «герои», на фронт они хотят, флот выбирают, а границу дальневосточную кто защищать будет? Квантунская армия - 300 тысяч человек! Вот нападут они завтра, и кто Родину защищать будет?»  Прав он был, но разве мы тогда в 44-м умели думать…

- Остались?

- Да, так и списали нас на корабли Тихоокеанского флота. Прослужил я там до 1950 года, до демобилизации. Флот тогда находился в очень тяжелом состоянии. Ужас просто! С кадрами тогда было трудно, со всем было трудно, но с кадрами особенно. Основные силы флота были переброшены на север. Остались одни старики да мальчишки. Кораблем второго ранга командовал старший лейтенант. Почти весь штат Тихоокеанского флота состоял из призывников 1939 года. Но гоняли нас пацанов, как взрослых. Ни каких послаблений.

Фото: личный архив/ Василий Саяпин

На флоте

- Увольнительный выходной предоставлялся не чаще одного раза в три месяца. В увольнение уйти могли одновременно до 30% команды. А что это были за увольнения?! Основная задача тех, кто сходил на берег, была пополнить запасы провизии и пресной воды, отправить письма, решить какие-то важные задачи. В общем, по ресторанам не ходили. Свидеться с семьями тоже получалось нечасто.

- Расскажите про бытовые условия на флоте в военные годы. Макаронами по-флотски кормили?

- Кормили нас неплохо, и первое и второе, белый хлеб даже был канадский, но ходили все равно голодными. Не хватало растущему организму. Заветный день был – воскресенье, тогда к обеду давали один сладкий пончик. Я мечтал об этом пончике начиная с понедельника.

Помыться разрешалось раз в неделю под пресной водой. Сначала на 15 минут включали холодную воду  - для стирки, потом горячую – для мытья. Время и вода были ограничены. Нужно было и постельное белье выстирать, и рабочую робу, и самому помыться. Но задача эта была не простая. Вместо куска хозяйственного мыла и стирального порошка нам давали жидкое мыло. Не то, которое сегодня в магазинах продается. То, флотское жидкое мыло, больше походило на мыльную воду, которая ни грязь не отмывала, ни жир не отстирывала. А мы все в соляре были, ей тросы смазаны были, для защиты от соленой воды. Тогда я только и думал, как у корабельного химика хлорную известь стащить, чтобы свою рабочую робу постирать. В увольнительный собираешься нужно все постирать, погладить, а утюг один на целый корабль. Команда - 300 человек. При этом, наш капитан был очень требовательным к вопросу внешнего вида матросов. За неопрятность отчитывал и гонял нас, строго спрашивал даже за нечищеные ботинки. А ведь начистить обувь было нечем, совсем нечем. Чистить ботинки приходилось той же соляркой.

- Воевали с Японией?

- Да. Мы освобождали порт Сэйсин на побережье Северной Кореи, которая тогда была под японцами. Японцы вели оборону с особым ожесточением. Непрерывный огонь. Мы шли вторым десантом на подмогу первому. Промедли мы хоть час, наши товарищи бы полегли в том бою.

На флоте я прослужил до демобилизации в 1950 году и вернулся в родной Комсомольск. Здесь меня уже ждала невеста. Со своей женой мы прожили 55 лет. Она умерла в 2005. А познакомился я с ней еще когда на флоте служил. Однажды приехал в отпуск и скорей на танцы. Там познакомился с девушкой, она все-время с сестрой ходила младшей. Мы гуляем, и сестренка с нами ходит. Потом смотрю – подросла девчушка, расцвела, похорошела. На пять лет она меня младше была. В общем женился я на младшей из сестер. Работали мы с ней вместе на заводе «Амурсталь». Я трудился главным слесарем в сталеплавильном цехе, до выхода на пенсию в 1990 году.

- По морю скучаете?

- Мне, кажется, нет, в первое время было, а потом прошло. В море в последний раз выходил с женой в 60-х. Нам путевку от завода дали на круизный лайнер. Тогда США с Вьетнамом воевали, а мы шли мимо Филиппин и видели много американских кораблей. Это был мой последний выход в открытое море.

КСТАТИ
Два ветерана Хабаровского края в этом году были удостоены Почетным знаком «Заслуженный ветеран». Лауреатами этого года стали Татьяна Викторовна Антонова и Василий Михайлович Саяпин. Оба ветерана проживают в Комсомольске-на-Амуре. Постановление о присвоении знака было подписано первого октября, однако, вручение наград, по традиции состоится в День образования Хабаровского края.