Титулованный спортсмен Дмитрий Пардаев, представитель федерации рукопашного боя и самообороны Хабаровского края, одержал победу на кубке мира по рукопашному бою. Состязание проводилось в столице Белоруссии Минске. В этих соревнованиях приняло участие 266 спортсменов из 15 стран. О своем спортивном пути и победах на турнирах чемпион рассказал «АиФ-Дальинформ».
Следом за тренером
— Дмитрий, расскажи немного о себе. С чего начинались твои занятия спортом? Как ты пришел в рукопашный бой?
— Я родился в Таджикистане, потому что там работали мои родители. Но в скором времени мы переехали в Санкт-Петербург, где я рос, и в 10 лет начал заниматься вольной борьбой. Далее после двух лет тренировок я решил попробовать бокс и позанимался им около шести лет. После окончания школы пошел в армию в десантные войска. Там я стал чемпионом роты и попробовал армейский рукопашный бой. Но он был как прикладная дисциплина. После военной службы я поступил в институт физкультуры и параллельно тренировался. Нашел тренера по рукопашному бою и продолжил осваивать это направление.
А после окончания учебы мой тренер поехал работать на Дальний Восток, и я решил тоже сюда переехать. Сначала жил и работал в школе учителем физкультуры в Приморском крае. А потом перебрался в Хабаровск и устроился преподавателем в политехнический институт. В нем я отработал 15 лет. На сегодняшний день я состою в федерации рукопашного боя края и во вновь созданной федерации самообороны. Тренируюсь сам, провожу семинары по этому направлению и занимаюсь организацией соревнований.
— Что такое самооборона и почему сегодня идет речь о том, чтобы создать отдельный вид спорта по этому направлению?
— Самооборона в рукопашном бое — это комплекс приемов для самозащиты от всевозможных атак противника: невооруженного и с оружием. Еще в СССР была неофициально такая квалификация в рукопашном бою — выполнение приемов боевого самбо. Неофициально направление развивали центры рукопашного боя по союзным республикам и только для сотрудников спецслужб. Технические действия были связаны с прикладными навыками, которые могли нанести оппоненту моментально травму. Таким приемам нельзя было обучать простых граждан. Ведь эти навыки могли бы стать доступными и преступным элементам.
После развала Советского союза все прекратилось. А в 2018 году инициативная группа специалистов организовала семинар для инструкторов и спортсменов. Оказалось, что в последние годы иностранцы неоднократно предлагали возродить направление «самооборона» и сделать его официальной спортивной дисциплиной. Я тоже был приглашен туда и принимал участие. Я к тому моменту уже был мастером спорта по армейскому рукопашному бою. Классические поединки — травмоопасны и со временем все это понимают. А самооборона — отличный способ проводить соревнования по демонстрации своих навыков без нанесения возможных увечий.
Тур по билетам
— Как проходил семинар по самообороне и что было после него?
— На семинаре нам рассказали, что будут эту дисциплину делать отдельным видом спорта. Мы познакомились с правилами дисциплины «самооборона». Семинар длился четыре дня, а после него мы поехали в город Орел, где был организован первый чемпионат России по самообороне. Сначала проводилась комиссия по допуску, затем взвешивание, далее разбивка по возрастным категориям. После чего была жеребьевка, кто и когда выступает.
Раньше проводили квалификационный уровень — это первый тур, по билетам. Нужно было показать приемы рукопашного боя, а потом, если спортсмен набирал 90 и более баллов, то он допускался уже к поединкам. Перед тем, как выйти на реальный поединок, участник должен показать свою квалификацию. В каждом билете пять приемов. Это защита от ударов, от захватов и от угрозы оружием. Таких билетов десять.
А сейчас сделали мешок, в котором бочонки с номерами. Пятнадцать билетов — это 75 приемов. Достаем бочонок, нам озвучивают задание. Далее звучит свисток, ты поворачиваешься, и человек выполняет атаку или захват, ты выполняешь противодействие. По очереди выполняет каждый.
— Какого результата удалось добиться на первом чемпионате?
— Тогда мне удалось завоевать две серебряных медали — в «личном» и в «абсолютке». Мы с моим напарником дошли до финала и проиграли спортсменам из Казахстана. Наши ошибки были в том, что мы не отработали механизм реакции на некоторые технические действия. Например, от захватов за туловище с руками и без рук. Но самое главное, что мы получили опыт. Судьи оценивают правильность выполнения, чистоту и с точки зрения реальной ситуации, что может быть с человеком. Ошибками считается, если спортсмен условным ножом задел свое тело или если при угрозе пистолетом вы оказались на линии огня и не ушли с сектора обстрела.
Подводные камни
— Дмитрий, расскажи про последние соревнования, с чем тебе пришлось столкнуться на пути к победе?
— В этот раз у нас вышло почти 2 месяца на подготовку. Первый бой у меня прошел с сильным спортсменом из Казахстана, он уже был призером чемпионата мира, и я у него с минимальным количеством баллов выиграл. В одном из приемов он выполнил действие, которое судьи не оценили. Он сделал прием, как в кино, очень зрелищный. Но настолько быстро, что не удержал соперника и потерял равновесие.
Второй бой у меня был с представителем Германии. Он дзюдоист и джиу-джитсу занимался. Но я оказался более техничным и чисто всё выполнил. И третий поединок у меня с соотечественником прошел. Я тоже взял чистотой приемов. Это было в личном зачете. А в абсолютке мы чуть-чуть уступили и вылетели. Я уже четвертный раз выполнил норматив мастера спорта международного класса и мне вручили черный пояс 7 ранга по рукопашному бою, а всего их 10. Это как в карате.
— Какими наградами ты обладаешь на сегодняшний день?
— У меня за плечами два чемпионата мира — три серебряных медали, золотая и бронзовая, и две золотые с Кубка мира и одна серебряная. Я еще чемпион Азии 2022 года по рукопашному бою.
— Какие нюансы во время соревнований ты отметил? То, что не видно на первый взгляд?
— Сложность самообороны заключается в том, что нельзя брать партнера, который будет как кукла. Спарринг-партнер должен быть заинтересован в том, что он делает. На моем первом чемпионате России у меня не было партнера — я попросил ребят из Москвы, чтобы они помогли. Тогда один парнишка мне ассистировал — вроде нормально. А потом с Дальнего Востока попался парень, который наносил удары по-настоящему. Он ударил меня ногой в грудь со всей силы, но я был физически подготовленным. Они иногда бьют быстро, чтобы ты не успел среагировать. Есть еще такое понятие, как встречный удар и добивающий. Многие спортсмены из других стран начали выполнять удары из карате. В туловище и в голову. Мы были против таких ударов и говорили об этом еще на семинаре. Потому что в жизни такой не нанесешь. Но нам сказали, что у судей своя работа, у нас своя.
— Как ты считаешь, почему рукопашный бой нужно популяризировать среди молодежи?
— Рукопашный бой и самооборона, как вид физической культуры, почти не знает себе равных. Всё потому, что его техника предусматривает работу большого количества мышц, а это создает отличные условия для общей тренировки. Здесь идет развитие координации и ловкости, а это хорошая спортивная форма. Всё это способствует укреплению здоровья детей, развитию психологических качеств. Сам по себе рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств. Он включает в себя технический арсенал целого ряда других направлений. При этом рукопашный бой — это комплексный вид, который состоит из двух туров соревнований и отдельной дисциплины «самооборона», введённой в соревновательный процесс, как отдельный вид спорта.