Крестьянск-на-Амуре. Кто строил город Юности?

Крестьянск-на-Амуре. Так должны были назвать Город юности. Почему? Да потому что возводили его крестьяне, а потом уже комсомольцы и осужденные. В этом уверен и пытается убедить других Иван Лаврентьев, ведущий радиопередачи об истории Комсомольска.

   
   

Свободный постамент

Недавно в Комсомольске появилась новая достопримечательность ― свободный постамент. Его соорудили на набережной, рассчитывая переставить на него фигуры первостроителей от драматического театра. Планам сбыться не удалось, постамент остался незанятым.

― Очень хочется, чтобы его занял памятник крестьянам, которые в 1930-1950 годы своим трудом создавали наш город, некоторые положили на это свои жизни, ― говорит комсомольчанин. ― В советские годы считалось, что Комсомольск строили комсомольцы, в перестройку стала популярна версия, что первостроители ― заключенные, сосланные в наши края. Но все же заслуга здесь в первую очередь крестьян. Мои бабушка и дедушка в 1935-м году приехали, они не комсомольцы, не заключенные, и таких как они было много. Поэтому я решил в защиту крестьян выступить.

Фото: Первостроители Комсомольска-на-Амуре

Комсомольск основан на месте села Пермское, которое возникло в 1860 году. Кстати, часть историков настаивает, чтобы эту дату считали за год основания Комсомольска, тогда он уже не будет числиться в молодых городах ― станет практически ровесником Хабаровска. В Пермском поселились русские переселенцы из Тамбовской губернии.

Этимология коллективизации

В 1930-е в новый город потянулись крестьяне со всей страны, за несколько месяцев 1933 года переехали около семи тысяч крестьян из Амурской области. Что им не жилось на насиженном месте, поймет каждый, кто знаком с историей страны и словом «коллективизация».

― Амурская область считалась сельскохозяйственной житницей, там было много зажиточных крестьян: люди любили и умели работать на земле, ― рассказывает Иван. ―  Интересная деталь ― вплоть до начала 20 века на Дальний Восток вообще не завозили хлеб. Все что нужно выращивалось в Амурской области. Среди крестьян часто встречались молокане ― это направление русского христианства, которое во второй половине 18 века сформировалось в Поволжье. Они признавали основным источником веры ― Библию, считая, что Слово Божье, отраженное в Библии, как глоток молока. Отсюда и название этого направления. Они были против церковной иерархии, церквей и других книг. Мои предки тоже из молокан.

Их семья оказалась зажиточной, их раскулачили, выгнали из дома, позволил поселиться в старой лачуге на краю деревни. Забрали овец, кур, уток, гусей и лошадь. Они оказались на грани выживания. Сестра моего дедушки говорила: «Я никогда им этого не прощу». Она была совсем маленькой, когда их пришли раскулачивать, и главной обидой для нее стало то, что отняли зеркало, в которое девчушка любила смотреться. Через всю жизнь пронесла обиду, даже в старости повторяла это.

   
   

Летом 1932 года прадедушка Лаврентьева посадил на поезд свою большую семью, и они двинули сначала в Хабаровск, откуда на следующий год на пароходе отправились в Комсомольск. По его воспоминаниям, пароход был забит крестьянами ― такими же, как и они раскулаченными середняками, отправившимися в поисках работы.

Фото: Первостроители Комсомольска-на-Амуре

Выдавленные коллективизацией из родных деревень, считались добровольными переселенцами. Компанию им составляли завербованные крестьяне из Чувашии, Мордовии, Татарстана ― в то время велась активная агитация переезда на Дальний Восток. Люди верили и срывались с насиженных мест. Много было переселенцев-украинцев, которые ехали за лучшей жизнью. Срывались едва ли не целыми деревнями строить новые города, рассчитывая получать за это продовольственные карточки и кормить семьи.

10 км ― не предел!

Молокане держались вместе, даже если жизнь разбрасывала их на расстояние.

― Моя бабушка каждую субботу проходила около 10 км, чтобы они могли вместе собраться, спеть Псалмы, почитать Библию, ― продолжает Лаврентьев. ― Культовые здания им не нужны, поэтому и гонений не было.

Попадали сюда и благодаря армии. Государство старалось закрепить демобилизованных военнослужащих. Много крестьян, которые были призваны, оставались на Дальнем Востоке после окончания срочной службы. Для них создавали условия

― Важный момент для Комсомольска ― на рубеже 1934 года пришел особый военно-строительный корпус для строительства военных и промышленных объектов, ― говорит исследователь. ― Приезжали рабочие, в основном люди молодые. Еще один канал – ГУЛАГ. Первые заключенные прибыли 10 мая 1933 года на пароходе с говорящим названием «Свобода».

Три десятка лет их использовали как рабочую силу, чего только ими не построено в Комсомольске! Среди них было много крестьян тоже раскулаченных. Дедушка вспоминал, что они их совершенно не боялись. Мальчишки бегали рядом с лагерями, взрослых это не беспокоили, потому что за колючкой были такие же люди. Большая часть после отбытия срока осталась жить в Комсомольске.

Молодо-зелено

Ужиться на гигантском строительстве по силам было как раз крестьянам ― неприхотливые в быту, привычные к тяжелым условиям, они безропотно заселялись в землянки и бараки. Из воспоминаний первостроителей, селились по несколько семей в одной комнате, находя и в этом плюсы: по графику дежурили по ночам, чтобы отгонять крыс.

― Приезжали люди молодые, репродуктивного возраста, ― говорит лектор. ― Это дало прирост рождаемости, но создало и определенные проблемы. Произошла маргинализация ― люди оказались оторваны от привычных устоев и традиций, а новые еще не сложились. Процветали хулиганство, алкоголизм, свободные добрачные отношения между мужчинами и женщинами. Отмечался высокий уровень самоубийства среди молодых дам. Появилась проблема брошенных детей ― через пять лет после создания города открылся первый детский дом. Мужчин в Комсомольске на тот момент было гораздо больше женщин, поэтому город очень нуждался в представительницах слабого пола. Как раз тогда прозвучал призыв Валентины Хетагуровой ― приезжать на Дальний Восток.

Перерасти все возникшие в молодом городе проблемы помогло именно крестьянское терпение и мужество ― на этом настаивает Иван Лаврентьев. И ждет, что его идею с памятником крестьянам ― основателям Комсомольска подхватят и воплотят в жизнь. Пока постамент не заняли.