«Хочешь сдать, заплати». Как автошколы зарабатывают на учениках

Виктор Крутов / АиФ

Я 14 месяцев учусь водить в одной из хабаровских автошкол, за это время на обучение было потрачено около 80 тысяч рублей. Но это история с открытым финалом, так как обучение до сих пор не закончено, права не получены, и соответственно, потраченная сумма – не окончательна.

   
   

Права за три месяца?

Этот нелегкий путь начался с выбора автошколы, этим вопросом я занялась основательно, более месяца изучала социальные сети и отзывы в интернете. Узнавала цены и условия обучения. Выясняла информацию у знакомых.

Самое интересное, что о каждой автошколе в интернете отзывы написаны только хорошие, негативных практически не нашлось. Поэтому цена стала одним основных факторов, на котором я заострила свое внимание при выборе.

«За три месяца вы уже получите права. Цена обучения 34,5 тысяч рублей с учетом стоимости бензина» - гласило объявление на сайте выбранной мною автошколы. Выгодно, подумала я, сравнив стоимость в других учреждениях, где стоимость либо доходила до 45 тысяч рублей с учетом бензина, либо указывалась без его учета, соответственно, сколько еще пришлось бы доплатить за бензин оставалось для меня загадкой. Еще одним подкупающим фактором оказалась возможность рассрочки платежа на три месяца.

Ну разве не сказочно? И цена устроила, и отзывы хорошие, и оплатить можно не сразу. Выбор был сделан, решение принято, а договор подписан.

И вот с 18 июля 2022 года началось это «хождение по мукам» за водительским удостоверением.

Обучение началось с теоретического блока, и это то, к чему в этой автошколе точно не придерешься. Понятное объяснение, конкретные примеры, вежливое общение педагога с учениками. Поэтому не удивительно, что почти вся группа, за исключением пары человек, смогла сдать теоретический экзамен с первого раза.

   
   

Когда все ученики прошли половину теоретического курса, в начале сентября начались практические занятия на автодроме.

«С ногтями не поводишь»

Уже 6 сентября 2022 года я со страхом и трепетом в душе отправилась на свое первое практическое занятие по вождению.

Фото: АиФ

«Ууу, с такими длинными ногтями ты водить не сможешь!», - сразу же предупредил меня инструктор. Это первое, что удивило и поразило меня. Но я не придала этому особого значения. Главное пусть водить научит, а с ногтями потом разберемся.

Из-за недостатка инструкторов практические занятия у меня проводились в лучшем случае два раза в месяц, за это время, конечно же, я успевала забыть, что изучалось на предыдущем уроке.

Бывало и так, что инструктор просто отменял мною забронированные часы, аргументируя это тем, что он просто на просто не может провести занятие сегодня. Конечно, человеческий фактор уместен везде, но беда в том, что не предлагалось перенести мною взятый час, поэтому он просто отменялся. К счастью, часы возвращались.

Кроме того в этой автошколе, очень непросто было взять часы для вождения: каждый месяц, школа набирает новых учеников, и никак не регламентирует запись на занятия. Потому они распределялись по принципу «кто успел…». Таким образом, самые прыткие забирали себе по 3-4 занятия в неделю, а те, кто не успевал, могли больше двух недель ждать своей записи. От этого, большая часть учеников, оставалась без практики.

Были случаи, когда инструктор «случайно» отменял мои занятия, и они сгорали, часы мне не возвращались.

Так, однажды инструктор написал мне, что занятие он не сможет провести занятие, поэтому оно отменяется, я уточнила, отметит ли он это в приложении, чтобы мои часы не сгорели? «Конечно, а как же!». А утром от инструктора пришло сообщение о том, что он попросту перепутал меня с другим учеником, и мое занятие отменять он собирался. Так, сгорело два часа оплаченных в рамках договора.

Кроме того, однажды инструктор записал мне три занятия подряд – 6 академических часов. Он написал, что сам приедет за мной, к началу занятия. Оно должно было начаться в 18.00 и продлиться до 22.30. Однако инструктор приехал только в 21.00, сказав, что «был занят другой работой, пришлось уехать загород». В итоге это занятие продлилось около 40 минут, после чего инструктор завершил его, сославшись на занятость. Так сгорело еще почти 6 часов включенных в договор.

Так, реально я откатала только чуть больше половины занятий, которые входили в стоимость, остальные сгорели по вине инструктора.

Стоит еще отметить, что занятия проводились в атмосфере пошлых шуточек и сарказма, которые инструктор допускал высказывать.

«Пойдешь сдавать сама?»

Перед сдачей практического экзамена в ГИБДД было необходимо также откатать два контрольных занятия со старшим инструктором, который и должен был дать допуск к сдаче. Однако основной инструктор не отправил меня на контрольные занятия. «Времени нет, экзамен уже после завтра, пойдешь на экзамен, скажешь, что контрольные откатала, старшего я предупредил». В ответ на мой удивленный взгляд инструктор просто пожал плечами: «Ну, может быть и получится». Однако он прекрасно понимал, что из-за редких занятий и недостаточной практики я точно не сдам экзамен с этого раза.

Видимо поэтому накануне экзамена мне на телефон поступил очень странный звонок от него: «Привет, просто быстро скажи, ты сама будешь сдавать экзамен?».

«Конечно, а как еще-то!».

«Понял, тогда пока!».

На этом разговор закончился, а экзамен, естественно, не был сдан.

Последующие четыре попытки также не принесли успеха. Кроме того, на все экзамены меня в списки добавляли только через 1,5-2 месяца. И говорили о том, что: «Если ты не будешь брать платные занятия как можно чаще, то в списки на сдачу ты не попадешь. В списки вношу только тех, кто хочет сдать, кто ходит ко мне на занятия». А каждое платное занятие это еще плюс 1,5 тысячи рублей.

Из-за того, что прошел длительный период времени, мне пришлось пересдавать теоретический экзамен еще раз, ведь годен он только полгода. А также перепроходить медицинскую комиссию, которая действительна 1 год.

«Не до конца посмотрела»

Очередная – пятая – попытка сдачи практического экзамена состоялась 7 сентября 2023 года, спустя более года от начала обучения в автошколе. Сдавать экзамен я начала с города и прошла его без ошибок.

Но на въезде на автодром инспектор все же схватился за руль. Почему? Помех или аварийных ситуаций создано не было, правила не нарушены… «Вы шоркнули шиной об бордюр», - пожав, плечами ответил инспектор. Так завершилась попытка, а такие близкие уже, касалось бы, права оказались снова так далеко.

 Фото: АиФ/ misanec.ru

Всего из девяти человек, которые сдавали экзамен в этот день передо мной, сдать смог только один. Так, одна из кандидатов в водители, не смогла сдать из-за того, что, по словам инспектора: «Не до конца посмотрела направо на переезде».

Разговаривая со знакомыми уже после этого всего, с теми, кто учится или учился в других автошколах, или учился в этой же, я выяснила, что на нее много жалоб. Что очень многие не могут сдать экзамен не только месяцами, но и годами. Некоторые сдают по 8-15 раз, тратя при этом огромные деньги на пересдачи и на занятия.

«У тебя же просто вымогают деньги. Им выгодно, чтобы ты никогда не получила права, а продолжала их кормить», – в один голос говорят все знакомые.

Взвесив все «за» и «против» я приняла решение сменить автошколу и попробовать завершить обучение в ней. Этот путь еще не окончен, права еще не получены. Но теперь с переходом в новую автошколу есть вероятность получить их быстрее.