Хабаровск подземный. Как соблюдать чистоту и порядок в переходах?

Макс Молотов / АиФ

Не туристический объект

В городе Хабаровске шесть подземных дорожных переходов и пять надземных. Если последние вполне органично вписываются в урбанистический ландшафт, то подземки не менее успешно вписываются в сводки происшествий. У переходов под дорожным полотном отвратительная репутация. Здесь ночуют бездомные, вечером и ночью подальше от входа и выхода можно получить по голове и лишиться кошелька с телефоном. Подземный пешеходный переход у большинства горожан ассоциируется с антисанитарным, опасным, непривлекательным местом. Увы, это так.

   
   

Однако без подземок город существовать не может. Они расположены в самых напряженных транспортных узлах, где ставить светофор – это обречь дороги на постоянные пробки. Что же делать?

У наших соседей в столице Приморья Владивостоке подземные переходы превратились в важную часть инфраструктуры центра города и даже почти в туристический объект. На Океанском проспекте, Светланской и Алеутской в подземках находятся десятки приличных магазинчиков, торгующих всем – от чебуреков до драгоценностей. В Хабаровске нечто подобное наблюдается в переходе на Большой и Энергомаше. Но только там.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

Настоящей головной болью для служб городского хозяйства является внедорожный переход на остановке Павленко. Это место поистине пользуется дурной славой. Добротно сделанный, с удобными парапетами для маломобильных людей, хорошо освещенный, он, тем не менее, вызывает у многих людей эмоции, скорее, отрицательные.

«С этим переходом всегда проблемы, - комментирует руководитель МУП «Южное» Александр Жадик. – И дело здесь не в работе городских служб. Переход на Павленко – излюбленное место проявления гражданами худших человеческих качеств. В прошлом году в сентябре-октябре наши сотрудники провели полномасштабный ремонт перехода – заново окрасили стены, переложили плитку, заменили приборы освещения, поменяли двери. Привели в нормальный вид. И что вы думаете? К новому году окна оказались выбиты, двери сорваны, стены изрисованы ругательствами, электрокабели вырезаны, лампы освещения расколочены. Не помогли все антивандальные ухищрения. Любой укромный уголок внутри превратился, я извиняюсь, в отхожее место. Пришлось оказаться от систем видеонаблюдения – они подвергаются атаке первыми. Сейчас переход снова ремонтируем».

Внутри пусто

Александр Жадик как одну из причин бедственного положения «павленковского» подземного перехода приводит отсутствие к нему интереса предпринимателей. Разгрузив от пешеходов один из самых интенсивных участков автомобильного движения по Карла Маркса, переход при этом пропускает через себя относительно небольшой поток людей. Здесь экономически невыгодно держать точки коммерческой торговли. То есть внутри пусто.

Сначала, когда его только открыли, в переходе прописались коммерсанты. Здесь около 100кв. м доступных для торговли площадей. Но со временем все они съехали. Невыгодно торговать. К тому же закрытые на ночь ларьки громили и даже сжигали. Кому нужна такая торговля?

   
   

«Любой человек, у которого возникнет желание оборудовать торговую точку в переходе на Павленко, может подать в МУП «Южное» заявку, которая, скорее всего, будет удовлетворена. Коммерсант таки или иначе будет следить за порядком и санитарным состоянием перехода. Но заявок нет. Мы даже рассматривали идею разместить внутри пункт полиции, как место дислокации сотрудников охраны правопорядка. Тогда бы уж точно вандалы в переходе перевелись бы. Но там инфраструктуры не предусмотрено. В частности, канализационных стоков. Кстати в отношении погодных катаклизмов этот переход как раз очень устойчив. Здесь не скапливается ливневая вода, в дожди сухо», - говорит Александр Жадик.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

В настоящий момент переход на Павленко переживает очередной ремонт. Опять он приведен в божеский вид – окна, двери, плитка, парапеты. Однако это временно. Варварская природа человека себя уже показывает.

«Доходит до сюрреализма. На днях наши рабочие монтировали крышу. Электрический удлинитель бросили наверх из электроузла в самом переходе. Вдруг раз – приборы остановились. Спустились – и увидели: кто-то топором перерубил кабель, вырезал метров 10 провода и унёс с собой. Вот как таких людей назвать?» – спрашивает ведущий инженер планово-производственного отдела МУП «Южное» Юрий Федасов.

Если пройти по переходу на Павленко сейчас, то, в принципе, ничего фатального не увидишь. Умеренно разрисованные стены, горит половина ламп в антивандальных плафонах, окна за редким исключением целы, мусор появляется, но его убирают ежедневно. Однако, хозяйственники утверждают, что это временно. Во-первых, всё же идёт ремонт – несколько рабочих постоянно находятся на объекте. Во-вторых, светло. В тёмное время суток в переход сползутся асоциальные элементы.

Делаем, что можем

В практике муниципального предприятия, в обязанности которого входит, в том числе, поддержание санитарного порядка в «павлековской подземке», был такой пример неразрешимого противоречия. Жители окрестных домов написали жалобу, что вход на пандус для инвалидов и маломобильных граждан перехода со стороны магазина «Ветеран» превратился в масштабное отхожее место. Люди потребовали его почистить и хотя бы на ночь перекрывать. Почистили, перекрыли. Тут же последовало обращение от припозднившегося инвалида – не сумел спуститься по лестнице. Пандус открыли снова. Всё вернулось на круги своя.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

«Честно говоря, я не вижу быстрого кардинального решения проблемы перехода на Павленко. Она относится к сфере нравственности и воспитания людей. Как же нужно не любить свой город, место, где живешь! Со своей стороны мы делаем, что должно. В год нам выделяется 4 млн руб на 4 городских подземных перехода. Из них 1700 тысяч идет на ремонт и 1300 тысяч на уборку и обслуживание. Этого хватает, чтобы поддерживать объекты в функционирующем состоянии», - признаётся Александр Жадик.

По его словам, остальные городские переходы – надземные в том числе – более благополучны. Постоянный трафик людей не даёт вандалам разгуляться. В других хабаровских подземках тоже есть граффити на стенах и мусор. Но только Павленко в этом ряду какой-то неприкаянный переход. Не повезло ему с географией. 

Защита и контроль

Как бы там ни было, опыт других российских городов по приданию подземным пешеходным переходам цивилизованного вида имеется. В столице действует муниципальная программа стрит-арта: уличные художники привлекаются для раскрашивания стен перехода (в Хабаровске тоже есть нечто подобное, только у нас настоящим серьёзным уличным мастерам просто не мешают). Здесь мотив психологический – изуродовать по-настоящему красивый рисунок со смыслом не у каждого поднимется рука. Другое дело – серю бетонную стенку.

В Кургане уже несколько лет ведётся мощная общественная компания по закрытию вообще всех подземок. Вместо них предлагается строить виадуки. Это тоже неудобно для маломобильных людей (пенсионеров, инвалидов, мам с колясками, людей с багажом, велосипедистов), но с точки зрения безопасности граждан эффективнее. Кстати, курганцы собрали любопытную статистику. Оказалось, что места дороги над подземными переходами – это участки повышенного риска ДТП: молодежь предпочитает перебегать дорогу, чем спускаться под землю.

Фото: АиФ/ Макс Молотов

В Питере в подземках устраивают уличные музеи.

В большинстве крупных и средних городов нормальная эстетика переходов работает лишь там, где это экономически выгодно. Где большая пропускная способность.  Коммерсанты сами следят за порядком, потому что это выгодно.

Порядок в переходе соблюдается при наличии у него хозяина. Сделать муниципальный объект такого уровня частным невозможно. Однако предоставить там площади для размещения штаб-квартиры какой-нибудь общественной организации с силовым уклоном – вполне. В Челябинске движение «Гражданский патруль» своими силами контролирует таким образом переход в центре города. В Хабаровске можно отдать помещения внутри перехода Павленко, например, народной дружине.

Любопытным образом проблему подземных переходов решили в Варшаве. Столица Польши была почти полностью разрушена во время войны. Отстраивалась уже будучи в «советском блоке». Подземок там десятки. За каждый переход отвечает совет домкомов, где этот переход расположен. Там дежурят граждане, жильцы окрестных домов. За это они получают от мэрии некоторые преференции. Как поощрение активной гражданской позиции.

То есть условия проживания в городе зависят напрямую от самих людей.